04 Март, 2021

На родине для него счастья нет

Лана Екнич

«Картина» Николая Коляды, реж. Николай Коляда, Коляда-театр, Екатеринбург

Премьера спектакля по пьесе «Картина» (1997) Николая Коляды прошла на сцене «Коляда-театра» 9 сентября 2020 года. «Картина», фантазия в одном действии, начинается яркой массовой сценой, в которой актеры принимают позы с известных ренессансных картин. Совмещение ярких контрастов, как в эстетическом плане оформления сцены (картина грязной пельменной, которая легко превращается в сказочные пространства с полотен итальянских мастеров или в фантасмагорическое пространство бреда в сознании Старика, в котором оживают гоголевские персонажи или выдуманные самым героем привидения), так и в игре самых актеров, смех и слезы, смирение и истерика в поведении героев — делают спектакль изящным и чрезвычайно ярким.

В противовес пельменной-«тошниловке», в которой работают сторожами герои спектакля, - «на стене — огромная, нарисованная маслом, картина: Дева Мария держит младенца Иисуса Христа, Иосиф—плотник напротив…» Картина красивого мира из мечты героев — Бабенки, Старика, Девочки и Вьетнамца — находится в контрасте с их «подвальной жизнью». Где-то там есть счастье для героев Коляды, но не здесь, не в грязной «тошниловке» на Бажова, 37. Радость причастности к прекрасному, желанному миру поддерживает героев «Картины»: «И там живёт Бог, там живёт он, вот такой — маленький, крохотный, красивый, над головой ареал, и там бараны ходят, и там люди живут, там всё есть, тут нету, там Бог есть, там жизнь, там, там, там…» От каждого слова, каждой фразы актеров «Коляда-театра» веет чем-то родным каждому человеку, словно в этих словах, придуманных Николаем Колядой, скрыты все боли и мечты человечества.

В словах Вьетнамца звучит речь от автора, когда-то давно так же сторожившего грязную пельменную, а теперь у «него полный карман денег, он в «коже», разодет, раздухарен». Молодым актерам «Коляда-театра» удалось передать зрителям мировозрение Коляды («что внутри него — живёт маленькое существо»), его совестливость, любовь к окружающему миру. Как сам Коляда говорит своим актерам: «Внутри каждого из вас живет солнце» — все в игре актеров «Коляда-театра» идет от естества.

Музыкальное оформление спектакля разнообразно: от легких итальянских мелодий через вальс и мамбу до русской песни. Кошки на фотографиях, мерцающие перед глазами зрителя, актеры в советской одежде, все равно принимающие позы с ренессансных картин, решетки на окнах русских домов — все ассоциируется с Россией, с русским бытом. Коляда играет с русским культурным кодом.

В «Картине» Коляды показано стремление русского человека уйти куда-то, потому что на родине для него счастья нет. Пельменная на Бажова и есть картина всей страны. Смех смешивается со слезами, тоска с радостью, в колядовском спектакле нет только черного или только белого, ибо все люди — только люди, способны любить, ненавидеть, грустить, радоваться, мечтать, творить, жалеть, жить и долго, долго умирать, хотеть спасти весь мир, жалеть, заботиться о другом человеке. «Где же вы раньше были, почему не обращались! Не плачьте! А что же мы, как же мы не поможем? Вы думаете — мы не люди? Люди, Тянь, люди! Это они там все думают, что мы — не люди, а мы люди, Тянь, мы все — люди, люди, Тянечка дорогой, люди», — говорит Бабенкa Вьетнамцу. Мечта о чем-то далеком-далеком, непостижимом, недосягаемом, но родном, когда-то увиденном в сновидениях, о чем-то пахнувшем домом, мамой, любовью, счастьем... — об этом спектакль «Картина».

А главное — духовная перемена в серцах героев, словно через свое сочувствие к другому человеку герои рождаются заново: «Вот так, вот так… И моё тоже. Заберите всё. Вот, вот, вот. Под суд пойду, но человеку помогу. Пусть берет все: кассу, вилки, ложки, ножи, стулья, столы, шторы, муку, туалетную бумагу, счётчик электрический, всё, всё, всё!!!» В попытке спрятаться за свои страхи, порожденные его мечтами и невозможностью их исполнения, Вьетнамец говорит, что он все наврал: «Молодец. Наврал ведь всё вам. Пельменная в одном конце города, а подвальчик в другом. Они не живут вместе на углу Куйбышева и Бажова. Но пельменная есть». И говорит он правду, ведь пельменная есть, но она в сознании героя, а что может быть более истинным для человека, чем его мысль, его воспоминания и мечты?

Фото Глеба Махнева

Лана Екнич - аспирантка филологического факультета, Университет в Белграде (отделение русской литературы).

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.