05 Март, 2023

О потере веры

Ирина Шамсутдинова

«Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан

В декабре на сцене Нижнекамского государственного татарского драматического театра имени Т. Миннуллина прошла премьера спектакля «Аксак» («Хромой») по пьесе «Бичура» («Домовой») известного татарского писателя и драматурга Мансура Гилязова. Постановку спектакля осуществил башкирский режиссер Фиргат Гарипов.
Притча Мансура Гилязова, написанная в конце 1980-х годов и впервые поставленная в 1989 году на сцене Татарского театра имени Г. Камала (выпускная режиссерская работа Фарида Бикчантаева), заслуживает отдельного пристального анализа. Произведение повествует о встрече семидесятилетнего старика по кличке Хромой с Домовым. Автор, используя столь необычный сюжет, старается раскрыть мифологические, архетипические образы.

Пьесу можно рассматривать и как символистскую драму, где образ старика, его жены и их разрушенного дома, одиноко стоящего в опустевшей деревне, образ высохшего дерева, уже не дающего новые ростки, являются прототипом перестроечной и постперестроечной страны. Неслучайно одна из тем произведения ؕ– связь поколений, разительный разрыв между родителями и их детьми, история, память рода. И сегодня эта тема как никогда актуальна, память важна и даже спасительна для будущего поколения, затерявшегося в современном глобальном мировом пространстве.

Раскрывая конфликт поколений, тему исчезновения деревень, проблемы послевоенного времени, автор поднимает второй пласт – внутренний, субстанциональный. Именно тема потерянного, покинутого и уставшего человека, утратившего веру, становится основной в спектакле Фиргата Гарипова в Нижнекамском драмтеатре.
Старшее, «оставленное» поколение воплощено в образах Старика (Рустям Галиев), его жены (Гузель Шамарданова), Соседа (Раис Галиев), Соседки (Гульназ Фахразиева). Эти герои оказываются безымянными жителями такого же безымянного места, выжившие и добровольно оставшиеся после войны в глухой деревушке. Каждый из них – носитель своей трагической истории, той памяти, которая оставила отпечаток буквально на лицах этих героев, что очень точно передают актеры.

В этой связи режиссеру было важно создать на сцене не бытовые образы, показать не обыденное и естественное существование актеров, а образное, собирательное, местами граничащее с кукольностью: будто на сцене не живые герои драмы, а герои-маски. Маску бездушного и безрадостного человека позволили снять с себя только Старик и его Сосед, когда они обретали смысл, веру в Бога, веру во всепобеждающую силу внутреннего мира человека.

Совсем иное поколение – это молодежь, представленная в образах трех ярких актрис (парафраз на чеховских трех сестер) - Люзия Чупашева, Гузалия Рашитова, Нурсана Хусаинова. Героини – приезжие невестки, они не просто из другого города, они из другого мира. Казалось бы, какую роль они играют в действии пьесы, спектакля? Но вскоре выясняется, что именно с их появлением обостряются социальные и внутренние конфликты. Например, мать писала письмо своим сыновьям, чтобы они приехали проведать «сходящего с ума» отца, а приехали их жены. С одной из них родители и вовсе увиделись впервые.

Но пьеса выходит далеко за рамки социально-бытовой драмы, проблем отцов и сыновей. Право первого выхода принадлежит не главным героям, а невидимым силам, которые привносят хаос и дисгармонию в этот мир, разрушают спокойное человеческое существование. Это Черные духи – олицетворение отрицания и безверия главного героя.

О беспросветном будущем говорит сценография и цвето-световое оформление спектакля (художник Лилия Хисматуллина, художник по свету Александр Рязанцев, Санкт-Петербург). Сцена окутана полумраком, герои находятся на пепелище, ходят и зарывают себя в прах собственной разрушенной жизни, тяжелой молодости и одинокой старости. И именно такая земля способна породить Черные силы. Старик тщетно пытается бороться с ними, противостоять им, гонит их. Его борьба не приносит результата, духи его не слышат, не поддаются ему, а наоборот, связывают его и пытаются избавиться. Демонические образы, размеренно и неторопливо возникающие на сценической площадке, захватывают все пространство, сводят с ума Старика. Надо отметить, что все это очень точно решено пластически (пластика Александра Родионова, Уфа).

Вот-вот Черные духи окажутся победителями в этой борьбе. Но справиться с ними удается только Домовому (Рафиль Зайнуллин) – Хранителю дома. В этом полумраке коридор света появляется исключительно с выходом Домового. Спускаясь с чердака вниз по лестнице, Домовой оказывается не каким-либо мифическим существом, а вполне реальным, которому так хочется доверять. А ведь именно он в камзоле из лоскутков олицетворяет образ Хранителя человеческого рода, собирающего по крупицам (словно по кирпичикам) истории и события из жизни этих семей.

Тут Старику дается шанс собрать свою жизнь, склеить все то, что разбито и давно уже забыто. Но его жизнь была все время в борьбе: на войне, после войны выживание, голод, отъезд сыновей в город, сиротство деревни, одиночество, эскапизм. Вся жизнь Старика оказывается хромой, искалеченной.

Пройдя экзистенциальный путь, Хромой не обретает себя, а надевает на себя «маску» Всевышнего (в одной из финальных сцен главный герой надевает шапку Домового) и решает сам вершить судьбы людей и говорить им правду. Такую правду, которая оказывается для окружающих губительна. Только Сосед обретает веру, пульс собственной жизни, а в ответ ему летят слова Старика о том, что он здесь гость, что это не его дом, не его жена. «Ты, контуженный, забрел в нашу деревню и поселился в доме соседки, которая потеряла на войне своего мужа и всех своих сыновей», – стреляет словно словами-кинжалами Старик. И вот Сосед уже стоит на той самой лестнице, распятый и уничтоженный пронзительными словами.

И если вначале Хромой борется с Черными духами, то затем он затевает борьбу против Домового. «Куркак» (трус), – вскрикивает Старик вслед Домовому. Но душераздирающее «куркак» – это больше обращение к самому себе. Старик, хромая, все время бежал от себя, бежал от Него, не верил в Него, проклинал, прогонял. Прогонял и не верил еще от того, что не верили самому Старику, не поддерживали, смеялись…

В финале Домовой покидает героя, уходит от людей. А к Старику приходит смирение. Только не принятие и созидание, а абсолютное отречение и потеря веры. Оттого в финале Хромой, смотря «невидящими» глазами в зрительный зал, принимает свое абсолютное одиночество, не сопротивляется буйству черных духов, окончательно разрушающих его дворовые постройки.

«Остались Хромой и его жена под открытым небом. Ярко светило солнце, потом вдруг налетели тучи и пошёл дождь. Сверкнула молния. Неожиданно крупными хлопьями пошёл снег. Появилась радуга. Старикам стало холодно, они накрылись одеялом. А дождь шел вместе со снегом, и радуга была, и молния сверкала, солнце светило ярко-ярко – всё это в месте, будто нарушился в этот день один из естественных законов мироздания», – пишет автор в пьесе. 

Апокалиптический финал пьесы в спектакле решен немного иначе: смиренный старик, взяв на себя роль творящего, подходит к печке, которая уже не способна, как прежде, согревать своим теплом человека. Но, не сумев ее зажечь, обессиленный, он движется дальше. Тогда Домовой, спускаясь по лестнице вниз с чердака, произнося финальные слова о гармонии в мире, о человеческой ответственности, повторяет те же действия Старика. Только в этот раз из печки выходит животворящий дым, заряженный огненным светом. Он будто вдыхает в нее жизнь.

Освещенная во мраке фигура Домового и горящая печка становятся символом неугасающей жизни, но такой выстраданной, мучительной и смиренной. Оттого еще глубже проникает в душу сдержанная, но волнующая мелодия (композитор – Урал Идельбаев); мелодия, символизирующая тяжелый путь вверх, по лестнице, которая неподвижно, но очень величественно все действие стояла на сцене.

Фото: Рамис Нажмиев

Ирина Шамсутдинова родилась в Уфе. Театровед, театральный критик. Преподаватель кафедры теории и истории искусства Уфимского государственного института искусств имени З. Исмагилова

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.