16 Октябрь, 2022

Ярмарка пьес

Анна Кочергина

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

Одним из его центральных событий майского XXIII театрального фестиваля «Радуга» стала арт-резиденция «Молодежь. Театр. Lab», организованная ТЮЗом им. А. А. Брянцева в рамках специальной программы «Студенты, студенты, студенты…» Для участия в проекте были отобраны четыре пьесы молодых драматургов, которые в виде эскизов представили на Новой сцене ТЮЗа режиссёры, актёры и художники из РГИСИ. По словам модератора мероприятий внутренней программы фестиваля, театроведа Александра Вислова, «Молодежь. Театр. Lab» – настоящая профессиональная ярмарка, ведь у её участников есть уникальный шанс быть замеченными и получить приглашение в ведущие российские театры. 

Радует, что на лаборатории не было ни одного проходного, не запоминающегося эскиза. У некоторых молодых режиссёров, которые не в первый раз принимают участие в подобных проектах (например, Анастасии Быцань из мастерской Юрия Красовского и Марии Скачковой с курса Льва Эренбурга), уже можно заметить характерный авторский почерк. Однако несмотря на все достоинства, в работах участников есть схожие черты, которые в формате лаборатории сложно охарактеризовать со знаком плюс: отсутствие внятной истории. В трёх эскизах из четырёх первые минуты обсуждения свелись к попытке зрителей выяснить, кого они только что видели на сцене, кем эти люди приходятся друг другу и что здесь, собственно, происходило на уровне фабулы. Сценически раскрыть то, что уже заложено в пьесе, не усложняя её структурно и пространственно, не вводя дополнительных персонажей, не переписывая финал – к этому, кажется, не стремился ни один из создателей.

«Карандаши» Даши Че (мастерская Н.С. Скороход при Новой сцене Александринского театра, РГИСИ, Санкт-Петербург, выпуск 2021 г.)

Пьеса выросла из рассказа, по которому уже успели снять короткий метр для анимации, что неудивительно: здесь много придуманного, фантазийного, «нарисованного». Восьмилетняя Мая, пережив, по всей видимости, развод родителей, вместе с мамой переезжает на её малую родину – в посёлок городского типа. Семейная драма, смена окружения и богатое воображение ребёнка порождают Жаннет – карандашную великаншу-супергероиню, которая может решить любую проблему. 

Пьеса написана верлибром, что отнюдь не добавляет тексту поэтичности, а, наоборот, подчёркивает нарушение постулатов нормальной коммуникации, создаёт ощущение трагедии языка. Героям трудно складывать слова в предложения, они постоянно что-то недоговаривают, никак не могут закончить начатую фразу.

Мая.
Ма сказала
Не хочешь говорить
Рисуй
Кому надо 
Тот поймёт.

Неудивительно, что лучше всего мать и дочь понимают друг друга не в разговорах, которых почти нет, а во время тактильных контактов – когда девочка «рисует» пальчиком на лице матери. Ещё одним способом преодолеть кризис коммуникации становится иносказание. Так, прежде косноязычная Ба буквально преображается, когда рассказывает внучке сказку про Великана и Маленькую Принцессу. В общем ходе повествования, где уже и без того есть яркий сказочный персонаж, эта вставная новелла может показаться избыточной, однако написана она изумительно. Открытый финал пьесы оставляет простор для интерпретации и даёт каждому возможность самому ответить на вопрос, как стать великаном и супергероем, когда реальность сурова и несправедлива.

«Вещба» Романа Дымшакова (мастерская Н.В. Коляды в ЕГТИ, Екатеринбург)

В глухой деревушке на Дальнем Востоке, недалеко от золотого прииска, в собственном доме сгорает человек, а на следующее утро его труп бесследно исчезает. Молодая участковая, которую никто в деревне не воспринимает всерьёз, обращается за помощью к местной знахарке Акулине. 

По словам самого Романа Дымшакова, пьеса была написана на заданную тему – вымирание малых поселений. Однако проблема, которую писатели-«деревенщики» поднимали несколько десятилетий назад, здесь становится лишь фоном для мистической детективной истории. «Твоя церковь тебя тут бросила, – говорит Акулина деревенскому священнику отцу Сергию. – Нас всех тут бросили, оставили догнивать. Всем поровну, что тут перебои с электричеством, один только вездеход на всю деревню. Даже эти с прииска лишнюю копейку не подбросят, нет, что ты, это в Москву. Москва уже давно превратилась в предприятие, одно большое предприятие. Государство мне должно больше уже, чем я ему». Без этих «программных» слов «Вещба» была бы просто триллером о ведьме, призраке и загадочном убийстве. Впрочем, крепкая интрига и качественный текст с умело вплетёнными в него заговорами и молитвами удерживают интерес до самого финала пьесы.

«Хорошая девочка Лида» Романа Козырчикова (мастерская Н.В. Коляды в ЕГТИ, Екатеринбург)

Фильм, снятый по этой пьесе режиссёром Антоном Елисеевым (также учеником Николая Коляды), получил главный приз в конкурсе короткометражных работ на «Кинотавре», а Борис Пивоваров поставил «Хорошую девочку Лиду» на сцене Коляда-театра. Думается, к этому тексту и в дальнейшем будут часто обращаться – в первую очередь частные театры. Небольшой объём, два актёра, минимум декораций – всё это делает его идеальным для малой сцены. 

Сюжет пьесы – довольно характерная для уральской школы драматургии «житейская муть» (выражаясь словами Льва Выготского): Лида приходит домой под утро; она не ночевала дома, и теперь её ждёт разнос от жениха Бори, который всю ночь не сомкнул глаз в их убогой съёмной хрущёвке. Несмотря на кажущуюся депрессивность и беспросветность текста, драматургу удаётся главное: перевести бытовое в бытийное. Курица из «Пятёрочки» и «дешманское» тряпьё с рынка здесь соседствуют с пением зарянок и первым снегом, а за всем этим скрывается затерянный в мироздании человек, который почему-то всегда мельче, чем его чувства.

Лида. А ты знаешь, что когда человек любит, он повторяет любимое имя? Боря, Боря, Боря, Боря, Боря… (Молчит.) Мне, Боря, кажется, надо как-то беречь свою душу в чистоте, что ли… Потому что если свет погаснет, то всё. Тот свет, который в нас есть, если он погаснет, то всё, Боря.

«Плачут все» Анны Гейжан (мастерская А. Я. Инина и Н. А. Павловской, ВГИК им. С. А. Герасимова, Москва, выпуск 2016 г.)

«Плачут все» продолжает череду «ковидных» пьес, вот уже третий пандемийный год цветущих пышным цветом. Ля, Муся и Рина, в которых нетрудно угадать чеховских трёх сестёр, самоизолировавшись на старой даче, много говорят в пустоту, вместо Москвы рвутся на Мальдивы и ждут загадочного курьера. Невозможность и нежелание услышать друг друга теперь усугубляются ещё и социальной дистанцией. Кажется, время, когда можно было целоваться при встрече, безвозвратно ушло, а некрологам в соцсетях несть конца. Спасением из этой дурной бесконечности оказываются простые человеческие радости, которые сегодня обесценились: объятия, чай с печеньем (пусть даже дешёвым и невкусным), дружеские шутки. 

Анна Гейжан – самый опытный драматург из всех представленных на лаборатории. Она автор пьес, сценариев игровых и анимационных фильмов, телесериалов и детских телепередач. Однако именно к её пьесе у зрителей было больше всего вопросов. Отчасти в этом виноват слишком сложносочинённый эскиз, но прочтение текста тоже не вполне проясняет некоторые моменты. Явная аллюзия на Чехова, будь она не столь схематична, действительно хорошо работала бы на идею пьесы. Но пока складывается ощущение, что для столь масштабных параллелей (в пандан к Чехову просится Беккет с его «В ожидании Годо») на двенадцати страницах элементарно не хватает места.

Анна Кочергина – журналист, кандидат филологических наук; член Ассоциации театральных деятелей «Общедоступный театр “Периферия”» (Астрахань).

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.