30 Июль, 2022

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова

«Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел»

Фантазию «Тайм-аут» в новосибирском «Красном факеле» поставил многократный номинант «Золотой маски» Петр Шерешевский. К слову, для него это далеко не первый опыт сотрудничества с театром. Режиссер, ранее осуществивший на сцене «Красного факела» постановки по Шмитту, Вампилову, Пиранделло, на сей раз обратился к пьесе современного российского драматурга Марины Крапивиной. 

Сюжет «Тайм-аута» поначалу может показаться до боли банальным - вот перед нами соцработник Люда (Ирина Кривонос), мать-одиночка, в край измотанная работой, которая ей давно не приносит ни капли удовлетворения, и всем тем, что можно обозначить словом «бытовуха». Несложно догадаться, что, несмотря на серую и вязкую реальность, в героине все еще тлеет надежда на другую жизнь, где она будет счастлива и любима. 

Спектакль открывается сценой, в которой Вера Андреевна Кузнецова (Галина Алехина) делает для Люды карточный расклад на любовь. Здесь и далее практически все действие разворачивается в глубине сцены, посреди декораций, имитирующих полки в супермаркете (художники - Александр Мохов и Мария Лукка). На экран, занимающий половину игрового пространства, выводятся крупные планы - съемка ведется прямо на сцене в режиме реального времени, операторами становятся артисты, не задействованные в текущем эпизоде. Камера позволяет зрителю рассмотреть то, что не видно из зала, обратить внимание на важные детали, а различные видеоэффекты и способы съемки создают атмосферу то триллера, то артхауса. «Тайм-аут» - настолько же кино, насколько и спектакль, а точнее, синтез этих двух видов искусства. 

Карты говорят, что в жизни Люды уже есть или в скором времени появятся трое мужчин. И предсказанная тройка - певец Геннадий, не по годам игривый пенсионер Одинцов и бывший муж героини Виталий - действительно дает о себе знать. Но, как может догадаться зритель, в дальнейшем Вера Андреевна в своем раскладе не предсказала будущее Люды, а предопределила его, сотворила. Дело в том, что в обыденное существование Люды вмешиваются мифологические персонажи: пенсионеры, за которыми по долгу службы приглядывает героиня, оказываются скандинавским верховным богом Одином и тремя норнами. Так, под маской Веры Андреевны Кузнецовой кроется норна Вернанди. В постановке Шерешевского нескладная, унылая, однообразная судьба Люды, все ее детские психологические травмы - дело рук хтонических сущностей. 

На протяжении действа героиня несколько раз произносит на камеру речи о том, как она любит свою работу, как она благополучна и счастлива. Но слова эти звучат как аутотренинг, кажутся фальшивыми, безжизненными, навязанными кем-то другим. Мотив предопределенности, роковой неизбежности, покорности высшим силам присутствует в спектакле даже на уровне музыкального сопровождения - дочь героини Даша (Луиза Русанова) слушает песню группы АИГЕЛ «Тело», в которой есть строки: «На меня повесили слово и число, слово, и число, и все другое барахло». Иллюстрацией к ним могли бы послужить кадры, где Люда обреченно бредет через белое снежное поле с тяжелыми пакетами, точно так же, как бредет по жизни со всем тем «барахлом», которое повесили на нее ушлые боги. Вся ее жизнь - это белое поле, «сплошной тайм-аут».

Реальность в спектакле то и дело двоится - а то и троится, как в случае с персонажами, которых играет один и тот же актер, Денис Ганин. Бог Один, который считается мастером перевоплощений, появляется в судьбе Люды сразу в трех обличиях - сумасшедшего отца, популярного певца Геннадия, в которого героиня наивно и сентиментально влюблена, и пенсионера Одинцова. На мгновение сняв очки, не по годам игривый старик превращается в томного красавца - так бог Один на считанные секунды являет свое истинное лицо. Гротескная Лидия Афанасьевна Конопкина, она же норна Урд, и вовсе существует в спектакле в двух экземплярах - играют ее братья-близнецы Александр и Юрий Дроздовы. Актриса Юлия Новикова, исполняющая роль Нонны Михайловны Гукасян, или норны Скульд, на глазах у зрителей с помощью грима превращается из молодой женщины в старуху - позднее метаморфоза повторится, но в обратную сторону. Изображение на экране расщепляется с помощью глитч-эффектов, цветные и черно-белые кадры сменяют друг друга, и уже трудно сказать, где проходит грань между реальным и мистическим. 

Любопытной находкой создателей спектакля стали огромные бутафорские фигуры, появляющиеся на авансцене. На них проецируется видеоизображение трех персонажей, рядом с которыми Люда кажется зрителям, да и самой себе, особенно незначительной. Начальница райсобеса Ляшко (Владислава Франк) устраивает героине разнос за плохую работу, для певца Люда оказывается лишь одной из целой толпы поклонниц, а покойный отец в воспоминаниях вырастает едва ли не в монстра. Люда оказывается маленьким человеком во всех смыслах, есть даже нечто ироничное в том, что представители высших сил выбрали именно ее. 

Удается ли Люде вырваться из замкнутого круга, куда ее против воли поместили боги? Финал спектакля - к слову, отличающийся от финала пьесы - неоднозначен. Героиня ложится в ванну и, глядя просветленно в камеру, произносит несколько фраз из разряда тех, что повторяла рефреном на протяжении всего действа. Сложно сказать, инсайт это или очередной аутотренинг, попытка убедить себя в нормальности происходящего и смириться с ним. Вслед за этим Люда выбегает на авансцену в алом халате, с мокрыми волосами, чтобы под живую музыку (композитор - Ник Тихонов) исполнить стихийный, неупорядоченный танец. Что это - жест отчаяния или долгожданная трансгрессия, выход за пределы очерченного богами пространства? - каждый может решить для себя сам. И такой открытый финал - лишь намек на возможный исход - впечатляет намного сильнее, чем окончательный и бесповоротный факт.

Фото Фрола Подлесного

Юлия Плотникова в 2015 году окончила филологический факультет Алтайского университета. В 2018 и 2019 годах принимала участие в работе Школы молодого театрального критика (руководитель – Глеб Ситковский), организованной Алтайским отделением СТД РФ. В настоящее время является автором журнала «Культура Алтайского края». Контакты: julia.v.plotnikova@yandex.ru

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.