29 Апрель, 2022

Потому что они люди

Полина Пахомова

«Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа

Сегодня у тебя день рождения – 16 лет. Последние десять лет ты провёл, глядя в угольную яму. Судя по всему, следующие сорок пройдут так же. Крестной феи и подарков судьбы на горизонте не видно. А вокруг кипит жизнь: люди веселятся, танцуют и тратят на свои сиюминутные прихоти больше денег, чем твой отец зарабатывал за год. Для окружающих ты – пустое место; у тебя даже эха нет. И жизнь проносится мимо – а в шестнадцать лет всего очень сильно хочется.
Бедный угольщик Петер Мунк, решивший «исправить свою судьбу», – вот уж воистину герой на все времена. В спектакле театр-студии «Alter ego» его историю рассказывают пятеро актёров. Роли тасуются и всякий раз распределяются по-новому: один становится Петером, а остальные – волшебниками, деревьями, белками, городами, призраками и иногда – людьми. Они превращают чёрное зеркало сцены в лес, кабак, хижину, доверху набитую банками с сердцами. Про сердца нужно сказать отдельно. Живут они в пузатых и узких, больших и маленьких бутылках, а прямо из них капиллярами растут красные ветки. Реквизит, как и актёры, беспрестанно трансформируется: швардцвальдские шляпы становятся городами, шипами короны, зубьями мясорубки, промалывающей обезумевшую мать главного героя. Бутылки с ветками – это то деревья, мелькающие по бокам от бегущего Петера, то склянки с сердцами. А ещё их можно подать вместо милостыни – прекрасный способ развлечь бедствующего человека.

История, которую они рассказывают, достаточно проста. Больше всего на свете Петер хочет стать кем-то другим, отбрыкаться от своей угольной ямы и зажить чужой жизнью – главного стекольщика, лучшего танцора плотогонов, самого бесстрашного парня в округе и лучшего игрока в кости. Желания Петера определяются давно известной формулой: «хорошо там, где нас нет». Всю жизнь он тратит на то, чтобы избавиться от собственного имени. И если в начале окружающие с иронией принимались придумывать ему прозвища («Ну, что такое Мунк?»), то ближе к концу, когда от бедного шестнадцатилетнего угольщика остаётся только оболочка, становится холодно и жутко.

«Холодное сердце» - сказка романтическая. Тут и мотив избранничества, и двоемирие, и сложные отношения с судьбой, и борьба добра и зла. Но и то, и другое в спектакле представлены своеобразно. Стеклянный человечек, гауфовский эквивалент Бога – существо едкое, ершистое, легкораздражимое и малопонятное. Избранца-Петера, пришедшего за обещанным кладом, он подкалывает, к людям вообще относится весьма презрительно, но требует от них непомерно много. Михель – тот самый великан, дом которого заполнен сердцами – на его фоне кажется ласковым, понимающим и, что называется, «своим в доску». В отличие от Стеклянного человечка, он от людей никаких подвигов не ждёт. Все их глупые и жестокие поступки он объясняет просто: «Потому что они люди».
Противостояние Стеклянного человечка и Михеля – это продолжение спора Господа и Мефистофеля из «Фауста». И это не просто читаемая отсылка: в спектакле звучит знаменитый диалог из гётевского пролога на небесах. А дальше между ними двумя разворачивается серьёзная борьба за Петера, они не оставляют его ни на секунду. «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей».

Сердца людей – не только поле, но и предмет битвы. Михель-великан, «силы нечеловечьей, смелости нелюдской», готов наградить людей всеми вообразимыми благами и избавить от всех неприятных чувств – нужно просто отдать ему сердце. С ним ничего не случится, оно будет в целости и сохранности биться в банке – а банки Михелю поставляет господин Стеклянный человечек. Тот самый, который, незримо присутствуя в сцене обольщения главного героя перспективой беспечной и сытой жизни, гневно восклицает: «Жить, Михель, жить?», а затем сам же продолжает испытывать изломанного Петера. Поневоле задумываешься, какое сердце холоднее — каменное или стеклянное.

Но, несмотря на то, что Петер поддаётся соблазну и продаёт сердце, несмотря на то, что прямо на наших глазах тёплый, добрый мальчик превращается в убийцу, которому страшно от того, что не страшно, его история заканчивается светло. Петер возвращает сердце. И актёры, сами поражённые тем, что довели его до финала, идут «на коду». Вновь появляется кукла о двух концах – с одной стороны – Бог, с другой – Мефистофель: «Всё кончилось – а было ли начало?» – «Могло ли быть? Лишь видимость мелькала». И Петер, вмешиваясь в вечный спор, заключает из Гете: «Божок вселенной, человек таков, каким и был он испокон веков».

«Холодное сердце» Светланы Аюповой – спектакль о главном. Не самое внятное объяснение, но это действительно так. Здесь и борьба добра и зла – двух начал человеческой натуры (правы Михель и Стеклянный человечек, объясняющие и жестокие, и героические поступки людей одинаково: «Потому что они люди»), и погоня за счастьем, и неумение быть собой. Для меня главное в этом спектакле – мотив пути. Петер постоянно что-то теряет и обретает вновь. Он ошибается, думает только о себе или не думает вовсе. Он всегда на распутье – за одним плечом – Михель, за другим – Стеклянный человечек.
«Холодное сердце» – спектакль контрастов: ритуалы и мистика переплетаются с по-гоголевски гротескным Лас-Вегасом – сценами в игорном доме, кабаке, городе. Рядом с заговорами – треки Тома Уэйтса. Пока Петер, только что вернувший себе сердце, морально готовится к смерти, актёры тихо, чтобы не спугнуть, посмеиваются над ним – и не знаешь, как на это реагировать.

Один театральный критик назвал спектакли театр-студии «Alter Ego» антропологическим исследованием. «Альтер Эго» – действительно площадка человечности. Для понимания спектакля это самое главное. «Холодное сердце» со всем его мраком и «хтоническими белками» – это всё-таки сказка. А в сказке добро всегда побеждает зло – даже если они заодно.

Полина Пахомова о себе: «Мне семнадцать лет. Я — ребёнок театр-студии «Alter Ego». Альтернативная эгоистка. Этим, наверное, всё сказано. Инфицирована театром и хочу связать с ним мою жизнь — режиссура, театроведение».

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.