15 Июнь, 2022

Актер русской хтони

Елизавета Булаева

Актерский портрет Валентина Самохина

Представьте: в выходной день к вам в дверь стучится мужчина с комично оттопыренными ушами, на которых громоздятся очки в роговой оправе, в растянутой майке с выпирающими из-под нее ребрами – ну, точно местный алкоголик зашел занять денег. Но нет. Перед вами – актер, чья фильмография состоит более чем из 112 работ, актер, у которого есть собственный паблик ВКонтакте на 88 фанатов, актер, сыгравший на сцене практически всех независимых театральных площадок Москвы и участвовавший во многих читках драматургических фестивалей (в том числе, и независимого фестиваля молодой драматургии «Любимовка»). И имя этому великолепному актеру – Валентин Самохин.

Окончив в 1995 году МГУ (филологический факультет), он решил попытать удачу и поступил в ГИТИС к мастеру Владимиру Андрееву. Среди институтских работ ярких ролей у Самохина не было, да и он сам не так уж много рассказывает о своем обучении. В спектакле Марины Кайдаловой по Сэлинджеру он играл посетителя бара, в «Лесе» Островского (постановка Ирины Судаковой) – Счастливцева и только на последнем курсе Валентину досталась роль покрупнее – Влас из «Дачников» Горького в постановке Валентина Теплякова. Вообще, он и в целом «неразговорчивый» – найти интервью, видео или любую информацию о Самохине довольно сложно, поэтому единственным достоверным и полноценным источником о нем можно считать только его роли.
Удивительно, что при такой неординарной внешности и интересном тембре голоса главных ролей у Самохина не так много. Может быть, его внешний образ – смесь интеллигента, «офисного клерка» и «классического бати» с щетиной и залысинами – стискивает потенциал актера. А, может, наоборот, цепляет взгляд режиссеров и говорит намного ярче актерского бэкграунда. В любом случае, разговор о Самохине без размышлений о «заложничестве» внешностью невозможен.
После ГИТИСа, где невероятных открытий и роковых встреч не произошло, Валентин, которому на момент окончания института уже 27 лет, отправился служить в Московский драматический театр Армена Джигарханяна, и именно служить – в одном интервью Самохин говорит о том, что репертуарный театр его порядком измотал. Десять лет – десять героев, многие из которых даже не имеют имени. Самохин говорил, что, бывало, он сам просил у режиссера второстепенную роль в спектакле, только бы поучаствовать в создании постановки. Помимо работы актером он успел провести некоторое время и в должности заведующего литературной частью – образование филолога подталкивало к этому.
Так неспешно складывалась история актера-филолога, пока в 2004 году в Театре.doc Ирина Керученко (это был диплом мастерской Камы Гинкаса в Школе-студии МХАТ) не поставила спектакль по пьесе «Фантомные боли», где Самохин сыграл одну из трех ролей (и, к сожалению, опять не главную) – роль Глеба. Он вписался в эту маргинальную, упадническую, нищенскую эстетику как нельзя лучше – его образ, который до этого никак не могли «применить», наконец, нашел свое место. Обтянутые газетой стены, грубая речь, водка – да, вот она такая, обычная жизнь обычного несчастного человека, о которой писал Василий Сигарев. И Самохин эту обычную жизнь смог отлично отразить. Но в его изображении, с печально опущенными уголками глаз, несуразными движениями, да еще и в оранжевом костюме рабочего трамвайного депо обычная жизнь получается… красивой. Глеба в исполнении Самохина хочется понимать и бесконечно жалеть, за его угловатые руки и чрезмерно выпирающие коленки и за печальную ухмылку, которую он даже и не старается «играть». Он просто сам такой.
Русская хтонь на сцене преследовала Валентина Самохина еще много лет – обшарпанные стены, атмосфера морального упадка и серости повторятся и в «Язычниках» Анны Яблонской, поставленных на сцене того же Театра.doc, но уже в 2012 году. Здесь Самохин играет одну из главных ролей – отца семейства Олега. У него выразительно и точно удается передать это желание, но невозможность быть главным – кричать и возмущаться, а потом жалеть о содеянном, стыдливо ковырять пальцы, по-детски скрестив ноги. Режиссер Лера Суркова смогла разглядеть это жалобное обаяние Самохина и даже раздела его до уже узнаваемой белой майки и неловких полосатых трусов. Героя Самохина снова хочется жалеть и не потому, что он жалок, а из-за его трогательного желания быть сильным, быть настоящим отцом семейства, умеющим и почтовый ящик починить, и свою дочь перевоспитать. Но он не может быть таким, и зритель это понимает хотя бы по сгорбленной спине, вырывающемуся крику, который в итоге сходит на покорный шепот. Самохин улавливает эту обреченность, этот бунт маленького и ничтожного человека, который пытается стать сильнее и больше, но не может по своей природе.
К подобным ролям Валентина Самохина можно отнести еще несколько спектаклей, сыгранных им на различных театральных площадках. Например, в спектакле «Море. Сосны» (по повести Михаила Угарова) в постановке Саши Денисовой в Центре им. Мейерхольда его одели в широкоплечий пиджак и выдали чемодан – ну точно образ маленького ребенка, примерившего на себя костюм взрослого. В «Практике» в постановке Марфы Горвиц «Летели качели» Самохин играет Егора, который Андрей (так называет героя драматург Константин Стешик) – апогей маленького человека, потерянного в большом взрослом мире.
Удивительно, что, несмотря на такой образ, можно уловить некую энергетику «настоящего мужчины» у Самохина - причиной тому абсолютное спокойствие актера на сцене. Его герой может быть кем угодно, но он «не извиняется» за свое нахождение на сцене, перед зрителями – настоящий актер, знающий о своих сильных и слабых сторонах, знающий, как работать своим телом, мимикой, голосом. Голос можно назвать еще одним инструментом, который Валентин Самохин умеет аккуратно и точно использовать, ему удается интонировать и модулировать с особой красотой. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть несколько видеороликов от проекта «#читаем песни», в которых Самохин совершенно обворожительно и невероятно смешно читает тексты известных песен (например, хит группы «На-на» - «Фаина»). Даже только за эту «шутку» Валентина Самохина можно полюбить окончательно и бесповоротно.
Можно было бы сказать, что вот оно амплуа – печальный русский, который пытается объяснить всем «свою маленькость», но сам понимает, отчего он такой. Но на этом спектр ролей Самохина не кончается. Он может быть и добрым папой, как в спектакле «Дети ворона» Екатерины Корабельник (Центр им. Вс. Мейерхольда), а может быть суровым, но смешливым и абсурдным дядькой, как в постановке «Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз» Талгата Баталова (Центр им. Вс. Мейерхольда). Много небольших ролей, где Самохин может снять свою маску. После работы над иммерсивным проектом «Зеркало Карлоса Сантоса» в 2018 году Талгат Баталов вводит актера в новые свои спектакли, в том числе и в «Эстонских хиппи». Потом – больше, и вот, уже через год Самохину достается большая роль в претензионном спектакле «Покорность» в Театре наций.
Вот так, в 48 лет Самохин обнаруживает себя на сцене большого государственного театра у крупного современного режиссера в серьезной первоплановой роли. Ему уже ничего не мешает уверенно стоять на сцене, сутулость и мелкие стесненные движения уходят – он вырос. Но вместе с этим ростом ушла и какая-то часть, важная часть этого обаяния. Скромный, немного нелепый, но отчаянно борющийся актер уже не должен бороться. Есть ли в этом отсутствии борьбы красота и парадокс?

Елизавета Булаева – студентка курса «Театроведение и драматургия» в Школе сценических искусств Константина Райкина.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.