03 Февраль, 2022

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов

“Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

Пётр Шерешевский из Камерного театра Малыщицкого использовал пьесу Тирсо де Молины “Дон Хиль Зелёные Штаны” как средство донесения собственного высказывания на злобу дня. Причём если в первой половине спектакля режиссёр всё же следует в какой-то степени драматургу, то дальше это прекращается решительно и прямолинейно: актер Александр Худяков скорее от собственного имени, чем от имени своего персонажа иронично пересказывает (попутно вступая в импровизированные диалоги с залом) краткое содержание последующих эпизодов, словно давая понять: дальше эти средневековые интриги и переодевания неинтересны, и спектакль войдёт в совсем иное русло.

Сценическое пространство напоминает не средневековую Испанию, а типичную коммунальную квартиру: сваленные на полу матрасы, многочисленные бюджетные светильники, примитивная сантехника. Населяющие это пространство персонажи весьма органично в него вписываются: лежащий на матрасах и громко напевающий немудрёный мотивчик Кинтана (Максим Шишов), разгуливающие в халатах Караманчель (Александр Худяков) и дон Хуан (Владислав Мезенин), одетый в расстёгнутый пиджак с плохо заправленной рубашкой дон Мартин (Андрей Жилин), истерично бегающающая в разные стороны и размахивающая руками донья Клара (Светлана Грунина) в странном белом платье, а также чуть менее выразительно одетая, но не менее от этого эпатажная донья Инесс (Алина Кикеля) и донья Хуана (Дарья Змёрзлая), которая переоделась доном Хилем и теперь весьма похожа на взбудоражившую несколько лет назад общественность певицу Кончиту Вурст.

Персонажи делают вроде бы довольно обыденные вещи, которые, однако, зачастую сложно назвать нормальными. Дон Хуан в подвыпившем состоянии ведет разговоры о молекулярной биологии и её влиянии на человеческие отношения, а также ссорится с доньей Инесс, Кинтана решает носить женское платье в знак солидарности, донья Клара из подобных соображений ходит на пуантах, а дон Мартин, потерпев неудачу в своих хождениях по женщинам, сетует на полученную психологическую травму и необходимость посетить психолога. А ещё они дружно устраивают зрителю выставку картин несколько провокационного содержания, выполненных в современном стиле художником спектакля Надеждой Лопардиной. Особенно отчаянно вся эта безумная братия смотрится в многочисленных музыкальных сценах, когда разнородность собравшихся одновременно на сцене подчёркивается ещё и какофонией почти десятка музыкальных инструментов, да и текстами, иногда переходящими под конец в бессмысленный набор слов и даже звуков.

Особое внимание в первой части спектакля уделено весьма неоднозначной трансформации, которую в последние годы претерпевают любовные отношения как таковые. Обычные кухонные разборки дона Хуана и доньи Инесс сопровождаются комментариями Караманчеля о том, где в этом диалоге можно увидеть проявления таких пока ещё не вполне понятных нашему человеку явлений, как абьюз, харассмент, газлайтинг и шейминг. Обычную распущенность дон Мартина он же воспринимает не иначе как сексуальную объективацию, а перед обращением к дону Хилю пытается подобрать правильный пол, перебирая при этом едва ли не пару десятков вариантов.
Происходящее на сцене воспринимается, конечно, как комедия, но комедия чёрная. Несмотря на всю видимую лёгкость действия и весёлость персонажей, про едва ли не каждого из них мы узнаём в самом начале, что они страдают, а донья Клара так и вовсе от того, что не знает, чего же она на самом деле хочет. Мы понимаем, что ни развитие психологии, ни навязанная толерантность в сущности не помогли персонажам, перемещённым из XVII века в современность, стать счастливее. Да и зрителю спектакль не оставляет шанса отстранённо посмотреть на происходящее и посмеяться: все упомянутые выше черты современности в постановке, да и вкрапление в текст отечественных наименований (наряду с Вальядолидом и Мадридом в спектакле вдруг появляется Прокопьевск, а рядом с доном Хуаном и доном Хилем возникает Герка Дворяков) дают понять, что смеёмся мы на самом деле над определённым срезом общества, в котором сами же и живём.

В принципе, этим гоголевским “Чему смеетесь? Над собою смеетесь!” можно было и закончить, потому что смачная пощечина общественному вкусу вполне состоялась, однако Пётр Шерешевский решил иначе. Наступает вторая часть спектакля.
Персонажей более нет — теперь на сцене просто люди. Они снимают с себя костюмы и халаты и остаются голыми людьми под одеялами в темноте, находящимися в пространстве общего сна. Александр Худяков проходит от одного к другому с камерой, показывая только его лицо крупным планом на экране и давая слово. Каждый рассказывает свою историю об истинном чувстве, о любви, о прекрасном. Истории переплетаются, переходят друг в друга, вызывают отклик у остальных, но неизменно приходят к одному и тому же грустному финалу. В какой-то момент и сам Худяков передаёт камеру и тоже становится частью коллективного сновидения, словно давая понять, что это неизбежно. Сцена завершается репликой Дарьи Змёрзлой о том, что все безумия и чудачества современного мира — на самом деле лишь попытка скрыть глубокую внутреннюю боль.

А дальше наступает очередной музыкальный номер. Впервые в спектакле он лишён вокала, каждый играет на своём музыкальном инструменте, но обязательно на струнах. Даже пианино ради этого разбирают и отказываются от клавиш. Вот так мы и живём — истерично, отчаянно играя на струнах собственной души. Даже там, где, быть может, и не стоит.

Егор Куликов — аспирант Санкт-Петербургского государственного университета.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.