17 Январь, 2023

Зов беды

Зов беды

Екатерина Данилова

“Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов

Прошлогоднюю премьеру театра Образцова можно назвать ответом всем, кто считает, что русский фольклор в театре адресован преимущественно малышам и представлен адаптированным “Колобком”. Борис Константинов - главный режиссёр театра - берёт не самую известную сказку из сборника Афанасьева и возвращает ей первоначальное, обрядовое звучание. Своей версией “Белой уточки”, которую он называл “славянским фолк-хоррором”, режиссёр обращается к подросткам, которые уже не воспринимают фольклор как занимательную историю, зато могут экстраполировать её на себя. Спектакль получился похожим на настороженный триллер - Константинову точно удалось заинтриговать зрителя тёмной магией перевоплощений и собственной интерпретацией каноничных образов. 

Молодая княжна нарушает запрет князя, выходит из дома и попадается злой ведьме. Та превращает княжну в утку, а сама занимает её место. Уточка выводит детей, дети нарушают тот же запрет и становятся жертвами всё той же ведьмы. В конце концов, добро побеждает: ведьма уничтожена, княжна и дети дома. Рассказать сказку, следуя за сюжетом, но сгущая самые мрачные краски, Константинову, как сказочному Ивану, помогают собственные волшебные помощники: подвижная, изменчивая сценография, куклы и костюмы, созданные в соавторстве с Артуром Арутюновым и Натальей Корниловой. А также - ритмичная фолк-музыка Николая Шамшина, в которой слышатся народные присказки и заклинания. Малонаселённый спектакль играется преимущественно в живом плане, куклам отданы только роли детей. Спектакль получил три номинации на “Золотую маску” в номинации “Куклы”: за лучший кукольный спектакль, лучшую работу режиссёра и лучшую женскую роль, исполненную Екатериной Малетиной. 

Мистический, вкрадчивый, топкий, полный символов, узнаваемых образов и напряжения, спектакль ещё до начала начинает заманивать доносящимися из зала звуками, которые приглушают стандартную для детского театра возню в фойе. На “Белой уточке” перед закрытыми дверями в малый зал тише обычного; мы прислушиваемся к всплескам воды, шелесту, таинственному пению, похожему на зов. Всё звучит так, словно сам воздух напоён ощущением беды. Тёмный зал оправдывает ожидания: его заповедная синева подобна глубине сказочного омута. Главные герои, князь и княжна, лишены опознавательных знаков времени и места, они одеты в простые балахоны, босы, с тотемической раскраской на лице и похожи на схематичных людей из непостижимого «давным-давно». Людей, ещё не ведающих о грехе, но прочно связанных с миром, откуда идут все начала. Этот мир живет голосами предков и родовыми повериями. Сундук, из которого появляются персонажи, выполняет роль то терема, то входа в подземное царство, то скатерти-самобранки, превращающей желаемое в действительное, стоит только правильно попросить. 

Мотив постоянной волшебной трансформации, изменчивости и многоликости - один из основных в спектакле. Здесь всё превращается из одного в другое, а самое магическое перевоплощение ждёт главную героиню, проходящую своё волшебное испытание. Екатерина Малетина одновременно играет и княжну, и уточку, и ведьму. Мгновенно перемещаться ей помогает многозадачное пространство сцены. Например, натянутые на ткацкую раму нити ковра легко превращаются в гладкую поверхность пруда, а высокий холм, на котором происходит действие, внезапно оказывается полым. Легко вообразить, что под холмом скрывается подземное царство, откуда приходят ведьмы и куда они прячут своих жертв. Вместе с сундуком, который символично открывает в него вход, и со спускающимися сверху волшебными атрибутами, вроде коромысла с живой и мёртвой водой, образуется вертикаль, которая лучше всего описывает существование человека между землёй и небом. 

Сценическая версия существования княжны оказывается страшнее сказочной. В интерпретации Константинова вместо ведьмы - дух, так похожий на Злого Гения из “Лебединого озера”. Ренат Шаймарданов играет духа в маске, надетой на макушку; чёрные шёлковые крылья, удлинённые за счёт тростей, которые актёр держит в руках, приобретают огромный размах. Сложный костюм делает тело изломанным, шею удивительно подвижной, а в сочетании со змеиной пластикой движений и тихим зловещим смехом дух оставляет впечатление большой неотвратимой беды, которая поджидает всякого, кто покидает родной дом вопреки запретам. Выходя из-под защиты стен, попадая в мир, где глубокие страхи воплощаются в неведомых существ, всегда готовых навредить, Малетина-княжна полностью лишается воли, поддаваясь искушению, впадает в подобие транса. Борис Константинов заполняет мрачными сценами паузы сказочного текста, передавая непроглядный мрак архаического мировоззрения, опасного по своей сути, полного мрачного насилия. Злой дух долго топит княжну в пруду, ведьма околдовает князя сначала лаской, а когда он сопротивляется, надевает на него маску, идентичную своей, и умерщвляет детей уточки, заставляя застыть в ужасе от сцены с топором.

Отдельно выделяются в спектакле образные отсылки к древним суевериям: знаки, похожие на руны, засушенные цветы и, конечно, куклы. Дети уточки - единственные не живые герои спектакля - так напоминают деревянных языческих куколок-идолов. Куклы немного разряжают атмосферу спектакля стандартными братскими шутками, но за исключением роботизированного заморышка, местами существующего обособленно от кукловода (что воспринимается как маленькое театральное чудо), у них простая партитура движений и маловыразительное поведение. В таком виде они выглядят не просто занятной затеей или художественным пристрастием, а раскрывают метафоричность русской сказки, где живое и неживое находится в постоянном дополняющем взаимодействии.

Аннотация к спектаклю предлагает воспринимать его адекватно формуле “не выходи из комнаты, не совершай ошибку”. Но ведь именно нарушение запрета и вызванная этим беда - это всегда начало, а не конец. Это только старт волшебного путешествия героя к обретению волшебных даров, ради которого и пишется сказка. В общем мраке спектакля всё же есть источник света, и это любовь. Любовь к детям помогает княжне-уточке сохранить себя, а любовь к княжне помогает князю услышать её зов сквозь морок ведьминой ворожбы. Как любые герои волшебной сказки, они проходят долиной смертной тени, выходят из неё обновлёнными, владея тайным знанием о том, как призвать живую и мёртвую воду, приносят с собой способность к возрождению и силу, которую обретает каждый, кто с достоинством прошёл испытание.

В то же время открытый конец 50-минутного спектакля намекает то ли на возможность сиквела, то ли на то, что суть истории может быть совсем не той, чем кажется. Что же случилось с уточкой? Вопрос не праздный, он способен породить дискуссию, которую хорошо бы порождать каждому подростковому спектаклю. В этом смысле спектакль Константинова предлагает удивиться тому, как бездонны набившие оскомину истории, стоит только рассказать их по-новому. Снова вспоминаются мотивы старой немецкой легенды, лежащей в основе “Лебединого озера”, трагичный финал которого обещает счастье только после смерти.

Екатерина Малетина, исполняющая сразу три роли, присутствует на сцене постоянно. Только что она уговаривала детей не ходить на княжий двор и беречь младшего брата-заморышка, а уже через минуту вылезает из сундука в маске ведьмы. Может быть, перед нами сама княжна в трёх ипостасях? У кого из нас не несколько лиц? В финальной сцене, играя на укулеле, она завершает сказку как жена, как мать, как женщина, сумевшая обуздать своё тёмное “Я” и оставившая себе свою тайну. А ещё - как сказочница, рассказавшая эту страшную историю, благая весть которой в том, что зло всегда побеждается любовью и верностью, даже если кажется неотвратимым.

Екатерина Данилова - студентка театроведческого факультета ГИТИСа.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.