08 Май, 2022

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина

«Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

Спектакль с провокационным и неоднозначным названием заставляет задуматься о вечных проблемах. В центре событий находится семья, состоящая из дедушки, папы и внука. Парадокс в том, что каждый из них не понимает своего отца. Главный герой работает заместителем директора магазина, отказывается от повышения – боится ответственности. В истории есть «бывшая», но с ней, как и с высокой должностью, герой расстается из-за того же страха. Но вот появляется лучик света, жизнь обещает стать лучше. У героя случается служебный роман. Правда сотрудница годится ему в дочери…

В работах Ивана Миневцева четко прослеживается несколько тем, которые он исследует – современный мир и человек в нем, его комплексы и фобии, отцы и дети, одиночество среди людей и поиск родственной души, попытка вырваться из навязанных социальных и возрастных стереотипов. Вспомним «Черный апельсин» Даны Сидерос, где дети хранили смертельную тайну от всего мира и не могли установить нормальный диалог с родителями. А еще «Идиот» Достоевского. И вот «дебил» Игоря Витренко вписывается в контекст всех челябинских постановок режиссера, даже объединяет обе, ранее поднятые проблемы. Здесь показан не только вечный конфликт отцов, их детей, но и конфликт современной жизни, боязнь людей выйти из зоны комфорта. Эти проблемы показаны в свете отношений влюбленных мужчин в одну девушку. Каждый из них считает возраст другого неподходящим для отношений.

Спектакль поставлен на малой сцене, с минимальными декорациями – лишь белые ковровые дорожки, они напоминают подиум, который выполняет роль всех локаций. Лаконичность – отличительная черта спектаклей режиссера. Многие работы выполнены в одном цвете: в «Черном апельсине» – в зеленых тонах, в «Бунине» – в белых, в «Горке» – тоже в белых. Почти голая сцена не отвлекает от самого действия, все сосредоточено на игре актеров, поэтому актер «обнажен» перед зрителем. К тому же зал разделен на четыре сектора, между которыми и находятся «подиумы», так что зрители наблюдают за происходящим с нескольких сторон. Создается иллюзия погружения в действие. Подиум - не единственное, что напоминает показ мод. Фишка спектакля – особые танцы. Хореографом выступила Екатерина Казанцева. Ее танцевальное направление – vogue, модельное, с нотками высокомерия и независимости. Для него нужны определенная грация, умение подать себя. Здесь танцы являются неотъемлемой частью истории. Они объединяют героев вопреки их большой разнице в возрасте. Не танцуют только два героя: дед и внук. Но почему? Первый, в исполнении Рината Загидуллина, не так сильно участвует в сюжете. Дед, как и его внук, осуждает отца. Уже в начале внук возмущается его поступком – тем самым роковым танцем на концерте. Возмущение (наравне со смущением) нарастает параллельно с виртуальной популярностью главного героя Толи Толстова. Отчасти, потому что периодически появляется одноклассница Рита (Ксения Согрина), желающая познакомиться с новоиспеченной звездой интернета. В итоге находит любовь в лице его сына, отрицающего все ее попытки поговорить. Ведь он тоже влюблен, но в девушку старше него. В нее же влюблен и отец. Оба упрямо не признают свой возраст, осуждают друг друга за это.
В неожиданном для зрителей образе предстает Антон Ремезов (Толя). Он пластичен, раскован, уверенно стоит на каблуках. Долгие тренировки, за которыми наблюдало театральное сообщество в Instagram артиста, не прошли зря. Зрители смущены, но чуть позже они «заразятся» энергетикой спектакля, вольются в эти сумасшедшие танцы. К своеобразным четким движениям добавляются костюмы: туфли на высокой платформе, «голые» платья, прозрачные комбинезоны, корсеты, украшения из мармеладных мишек и графический макияж. Но не все одеты в одинаковые платья для клуба. Через наряды прослеживаются и характеристики героев. Главная красавица, разбивающая сердца мужчин всех возрастов, – Ксюша (Анастасия Шеронова) в обтягивающем комбинезоне с пластиковым корсетом. Сбоку комбинезона вшита прозрачная ткань, обнажающая не только ноги, но и бедра актрисы. Ее подруга Валя (Ксения Скобелева) в не менее откровенном наряде из пайеток – юбка до колен, топ, держащийся на двух ниточках и оголяющий всю спину. Одноклассница Рита, напротив, с некой детскостью. В пачке, длинных сережках, с хвостиком, стразами на лбу. Туфли на платформе не только у актрис, но и у главного героя. Его яркий образ встречает нас еще на афише спектакля. Его костюм выдержан в стиле глэм-рок: штаны и укороченный пиджак из футуристической серебристой ткани, надетый на голое тело. Все это еще больше подчеркивает его желание быть наравне с сыном-подростком. Хотя последний, наоборот, носит футболку с композитором-классиком. Этот момент так же указывает на разницу между отцом и сыном.

Все сделано так, что независимо от места действия создается ощущение вечной вечеринки. При этом нет ни одного традиционного клубного элемента декора, кроме диско-шара. Кажется, вот сейчас герои переоденутся в обычные джинсы-рубашки и отправятся на работу – но нет, формальное стремление выделиться будет с ними всегда, даже когда Толя и Ксюша находятся в своих квартирах и переписываются в мессенджере. Они в «онлайне», но на сцене сидят и смотрят друг другу в глаза. Пожалуй, не хочет меняться только Дима (Дмитрий Хозин), сын Толи. Он единственный, кто не сомневается в своем возрасте и совершает ожидаемые от него поступки и ошибки. Толя не хочет взрослеть. И не видит в этом проблемы. Взрослая жизнь требует решительности, и ее порой больше у сына. Конфликт в том, что родители и дети не слышат друг друга, не понимают переживаний. Проблема может быть надуманной, но для кого-то она важна. И это уже чуть больше, чем общение родителей и детей, это особенности общечеловеческого общения.

Толя на протяжении спектакля заметно меняется. Сначала он занимает хорошую должность, ухаживает за молодой девушкой, носит яркий, вызывающий костюм. В финале он сбрасывает «мишуру» и возвращается к родным людям. Подходящая модная фраза: «быть, а не казаться». Толе не хватает смелости и решительности, чтобы жить, как он хочет. Маша (Юлия Миневцева), бывшая возлюбленная Толи, тоже оставляет попытки изменить жизнь. Актриса снимает неудобные каблуки, украшения, накладные волосы. Она в безысходности садится на пол. Ксюша предпочитает более настойчивого парня, «достигатора» – шумного, решительного и нахального. Главное, подходящего по возрасту. Хотя Александр Дегтярев (Достигатор, он же Фил) немного скован, что расходится с ожидаемым образом персонажа. Толя – его полная противоположность. Ксюша не меняет костюм, в ней остаётся надежда на что-то другое, более близкое ей по духу. В финале отцы и сыновья находятся в одинаковых фуфайках и шапках-ушанках. Символично, что они все вместе мастерят скворечник – начало новой жизни.

Порой мы сами вгоняем себя в рамки, стыдимся, если другие так не делают, боимся делать то, что нам нравится, быть не как все. Мы, как и главный герой пьесы, боимся сказать «люблю» – жене, «справлюсь» – начальству, «обещаю» – сыну. Эти и другие подобные простые слова мешают счастью.
Наверное, именно на таких современных пьесах, как эта работа драматурга Игоря Витренко, молодым зрителям нужно показывать решение волнующих их проблем.

Ангелина Шляпина - выпускница факультета журналистики Челябинского государственного университета. Пишу о культуре города в газете «Университетская набережная», «Челябинский рабочий». Также работала с журналом «Сноб», «План Б». Являюсь помощником проекта «Прогрессивная театральная общественность».

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.