25 Январь, 2023

Месть Чайки

Анна Кочергина

«Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

Александр Огарёв любит экстравагантные поджанровые уточнения: «Спасите Лёньку!» – письмо, запечатанное поцелуем, «День города Nь» – три новеллы о сильных чувствах и вот теперь «Чайка» – 80 килограммов любви. В переводе на современную систему мер это те самые пять пудов, про которые писал Чехов Суворину («Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви»). Хотя, пожалуй, куда больше новой постановке Огарёва подошло бы то определение, которое он дал своему «Шуму за сценой», – комедия о театре и его обитателях. С первых же минут «Чайки», когда работники Яковы (их тут аж четверо) ладят сцену для будущего спектакля Кости Треплева, зрителю демонстрируют бутафорскую, фанерную природу этого искусства. А уж после того, как герои появляются каждый в своей маске, сомнений и вовсе не остаётся: перед нами актёры, играющие актёров, которые едят, пьют, носят свои пиджаки.

Если же говорить о комедии, то в спектакле действительно много забавных вещей. Хипстер-Костя, например, гоняет на мотоцикле с люлькой, тюнингованном головой диковинного чудища. (Позже выясняется, что это участник его постановки – «отец вечной материи» дьявол с красными глазами- фарами.) Яковы рассыпаются по залу, как горошины, появляясь в самых неожиданных местах. Правда, порой вызвать зрительский смех пытаются совсем уж безыскусными способами. В результате даже самые психологически тонкие сцены – например, когда Аркадина делает перевязку раненому сыну и тот возвращается в детство, – оставляют в недоумении. Не так-то просто эмоционально подключиться, когда у Треплева над повязкой торчит обнажённый мозг навроде пластмассового пособия из кабинета биологии, а у мамы-Аркадиной буквально «золотые руки». Впрочем, временами сквозь весьма специфический способ существования актёров пробивается что- то живое и настоящее. Особенно это заметно во взаимоотношениях второстепенных персонажей – Маши и Медведенко, Полины Андреевны и Дорна. Пронзительно решена сцена отъезда Аркадиной: Полина Андреевна отчаянно пытается прорваться к той через Шамраева с корзиной слив, словно в последней попытке сбежать от мужа-тирана, «хоть бы в конце жизни не прятаться, не лгать». Однако сосредоточиться на этих драгоценных моментах не удаётся, потому что приходится отвлекаться на посторонние мысли: почему Дорн раздевается до трусов? зачем один из полуграмотных Яковов внезапно декламирует, что нужно по капле выдавливать из себя раба? к чему все эти скандалы из-за лошадей, если в имении есть мотоцикл? На сцене вешается ружьё за ружьём, но ни одно из них так и не выстреливает.

Вызывает вопросы и работа художника. Ирина Бринкус давно плодотворно сотрудничает с Александром Огарёвым, и никогда прежде оформление их спектаклей (по крайней мере, на
астраханской сцене) не казалось столь случайным и необязательным. Излюбленных режиссёром
видеопроекций здесь практически нет – их заменили странноватые картины, то и дело спускающиеся
с колосников. Мункоподобные лица, части человеческого скелета, чьё-то родословное древо – всё
это довольно трудно увязать с происходящим на сцене.

Постановка играется двумя составами, и только увидев спектакль с Аркадиной – Александриной Мерецкой, понимаешь, что именно она задумана здесь главной фигурой. Если героиня Екатерины Спириной не тянет одеяло на себя и в целом держится более скромно и благопристойно, то Аркадина у Мерецкой откровенно солирует. Это пресыщенная, капризная женщина, чья сексуальность граничит с вульгарностью. Вся их линия с Тригориным (сценическим партнёром актрисы стал Кирилл Имеров) по большей части решена именно в физиологическом ключе. Сцена, когда героиня Мерецкой пытается удержать любовника, просто-таки пронизана эротизмом, в то время как в исполнении Спириной в ней превалирует горькое женское отчаянье. Столь же непохожи две Заречные. Нина Елизаветы Смирновой в первом действии наивна и целомудренна. Пытаясь привлечь внимание Тригорина (которого в другом составе в противовес Имерову апатично и вяло играет Пётр Соломонов), она отчаянно кокетничает, но в силу неопытности выглядит при этом угловатым подростком. Нина Марии Дугановой – изящная, миниатюрная стервочка – соблазняет уже со знанием дела. Ощущение, что Тригорин для неё – лишь способ насолить более успешной конкурентке и одновременно пропуск в вожделенный мир богемы.Финал тем не менее у обеих один – чахотка и Елец. Груба жизнь!

Вообще, зависти и соперничества в постановке куда больше, нежели любви. Но если у Чехова противостояние героев разворачивается как в личной, так и в профессиональной сфере, то в спектакле тема творческой реализации оказывается практически не разработанной. Единственный герой пьесы, чья одарённость имеет «документальное подтверждение», – это Тригорин. Когда Треплев цитирует его строчку про блестящее горлышко разбитой бутылки в лунную ночь, становится ясно, что беллетрист не просто «выработал себе приёмы» – он очевидно талантлив.
Вымарывая эти слова, равно как и беспощадную оценку актёрской игры Нины Костей, Огарёв оставляет за рамками постановки вопрос, кто из героев бездарен, а кто нет. Тот же Треплев, которого судорожно и нервно играют Николай Смирнов и Иван Быков, буйствует лишь потому, что у него девушку увели и мама не любит, а вовсе не из-за творческой рефлексии. Выводы о даровитости Заречной зрители могут сделать разве что на основе знаменитого монолога о Мировой душе, в котором угадывается пародия на весь современный театральный авангард разом. Столь же
карикатурно выглядит и вставной музыкальный номер Аркадиной: во время очередного антраша её одолевает одышка (дескать, может, ты и сохранилась, как цыпочка, а всё же возраст берёт своё). Едва наметившись, конфликт новых форм и старой школы оказывается так же высмеян и заброшен, как и остальные.

Когда по ходу действия возникают сомнения в цельности и внятности высказывания, особые чаяния возлагаются на финал, в котором хочется наконец получить ответы на основные вопросы. В заключительной сцене спектакля над застывшими в драматических позах героями кружит гигантская чайка с такими же светящимися, как у дьявола из Костиной пьесы, глазами. Зрителя словно возвращают к изначальной метафоре, и, возможно, сей монстр символизирует жестокого театрального Молоха, требующего всё новых и новых жертв. Но почему-то не оставляет мысль, что на самом деле перед нами воплощение той «Чайки», какой она стала спустя 120 лет и десятки тысяч
постановок, – чудовищно раздувшейся от бесконечных интерпретаций и штампов. Чайки, прилетевшей, чтобы отомстить. Отомстить режиссёрам, которые, взявшись за эту пьесу, не знают, какие бы новые трюки ещё изобрести. Отомстить актёрам, до сих пор играющим её «грубо, безвкусно, с завываниями, с резкими жестами». Отомстить публике, пришедшей в театр за маленькой и удобопонятной моралью.

Но это, видимо, будет уже совсем другой спектакль.


Фото Екатерины Некрасовой

Анна Кочергина – журналист, кандидат филологических наук, участница лаборатории молодой
критики «Есть мнение!» (Астрахань).

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.