23 Август, 2022

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская

«Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

Визуальное оформление спектакля (художник - Надежда Лопардина) символично и знаково: на сцене - песок, такой белый, что кажется снегом, уличные качели, макет больничной палаты с человечками, видавшее виды пианино, расписанный задник, конструкции, которые становятся «музыкальными инструментами», и экран.
Название «Исход» провоцирует додумать связь событий пьесы с библейской историей: куда же ведёт герой с выбранным им самим именем Моисей. А если никуда?

Возможно ли выбрать судьбу? Устраивает ли вас та, что вам досталась? Кого она устраивает в принципе? А как изменить её, вы знаете? И не тащить своё прошлое тяжёлым грузом...

Рефреном звучит текст-оратория (композитор - Ванечка, Оркестр приватного танца): утро героя в психоневрологическом интернате от пробуждения («Чья-то невидимая рука включает свет – противно-голубой. Моисей открывает глаза, щурится от боли, закрывает лицо рукой...») до нормативного оформления подушки («...ударить этой подушке кулаком в живот и поставить, чтобы торчало два уха. Только так, иначе не примут»). Описание будней ПНИ - через повторение раз за разом, под разный аккомпанемент - становится аллегорическим описанием обычного мира, где важными объявлены правила, не более содержательные и ценные, чем эта «правильно» поставленная подушка, где реальность бьёт в глаза, как лампа следователя. «...иначе не примут» - знакомая история, когда ваш ответ в тетради верен, текст написан талантливо, но поля ты отчертил не на четыре клеточки, а на три. Один из героев говорит: «Смысла не хватает. Ни в чём», - это, пожалуй, и есть основное высказывание спектакля. Жизнь человеческая могла бы быть намного счастливее - вероятно, только строим мы эту жизнь из выдуманных, фальшивых кубиков, объявленных важными основами общества. И любовь к ближнему не становится этим самым смыслом.

Герой в исполнении Дмитрия Уросова, с его цепким взглядом и независимым поведением, отличается от Моисея, с которым в самом начале встречаемся в пьесе Полины Бородиной. Он не похож на ограниченного, с интеллектуальными девиациями человека. Он видит и понимает проблемы тех, с кем приходится контактировать, он противостоит и желаниям других, и даже усилием воли отказывается от своих собственных. Скорее, это человек ментально на редкость здоровый, взрослый, хотя не без оригинальности в поведении. Моисей в спектакле наблюдает за окружающими не без иронии. Живопись его - высказывание, прикрытое чертами, необходимыми для человека с диагнозом. Некоторые вещи, происходящие на сцене, показаны, вероятно, глазами Моисея. Так, учёный-исследователь Марина (прекрасная Анна Котляр), в первой сцене появляется в купальнике, завораживающая, как желание; в героине постановщики через экран подчеркнули и очевидное совершенство, и неочевидное несовершенство, транслируемое и считываемое. Люди в спектакле легко превращаются во что-то иное, в иллюстрацию собственного рассказа. Так, строгое спортивное тело Марины становится графиком, изгиб тренированной ноги изображает кривую изменений состояния пациента, зафиксированных исследованием. Эти метаморфозы - фантазии Моисея, его немой роман; мир, который создаётся в голове человека - развёрнутая картина тебя самого, зрителя, изнутри, словно это урок по психоанализу.

Лица, части лиц, показаны на экране; иногда не столь важно, видны из зала сами артисты на сцене, их лица, или нет; и общий вид, и события в трансляции на экране - как элемент инсталляции. 

История Моисея - это история мужчины, который ушёл от постылой жены и сына-аутиста. Это бегство - исход из обыденного рабства, которое зажимает человека в жёсткие рамки, когда кажется, это не жизнь, абортивное состояние. С этической позиции такой поступок оправдать трудно, даже если жена - не очень хороший человек. Герой говорит: «Моя мама должна была верить, что вырастила хорошего человека», - он не мог просто так уйти из такой истории. Забыть, обнулиться, стереть из памяти свою реальность, выбрать другую судьбу!

Легко повестись за идеей, что главный герой - хороший человек, затушевать тему с покинутым аутистом (я подумаю об этом потом, да?), приняв на веру, что Моисей, как его ветхозаветный прототип, стимулирует к «пробуждению». Не всё так просто. Предложенная ситуация - образ, который необходимо понять. Нерукопожатное решение, за которое нет сил нести ответственность, - слишком тяжёлый груз для души, проще забыть. Потерял ли Моисей Дмитрия Уросова память или это такая игра, попытка сбежать в мир несвободы ПНИ, где ты отвечаешь только за правильно поставленную подушку, а в душе ты, как герой пьесы Аси Волошиной «Дания тюрьма», можешь за стенами закрытого учреждения воображать что угодно, хоть рыцарей с драконами? Ты выбираешь несвободу, казённый режим, жизнь с людьми без памяти, чтобы не отвечать за свой выбор? Это Исход по-новому? Или Исход это уже обратный путь в осознание - бегство в беспамятство не спасает, оно лишает тебя прав. Как начать с чистого листа и не тащить своё - а, порой, и коллективное - прошлое тяжёлым грузом? Есть ли у нас надежда на лучшее будущее, особенно учитывая то, что библейский пророк, равно как и его спутники, так и не вошли в Землю Обетованную.

Спектакль «сочинён», скомпонован из самых разнообразных ингредиентов - игры, медиа, ораторий и иных вокальных номеров под музыкально-шумовой оркестр - удивительно, как можно создать цельную картину, сложное, интересное высказывание из таких, кажется, несочетающихся элементов. И в этой конструкции естественно и органично существуют артисты - Дмитрий Уросов, Анна Котляр, Янина Хачатурова, Антон Ксенев, Антон Шварц, Вероника Патмалникс, Александр Мокроусов, оживляя неживое, подчёркивая противоречивость человеческой натуры. 

Труппа очень музыкальна. «Шалом» всегда был «поющим». Здесь они играют на созданных из хлама инструментах, смычками и ударными. Музыки много, но она ненавязчива, актуальна, она часть истории, как в мюзикле. Невозможно не отметить целое представление Антона Шварца, когда его мучимый тиками герой поёт мимо нот, но это «мимо» виртуозно вписывается в канву песни.
Первая премьера нового «Шалома» состоялась.

Фото Ланы Павловой

Ирина Пекарская - театральный критик, член СТД РФ

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.