15 Ноябрь, 2022

Чудо преображения

«Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

Розалия Махмутова

В повести Гюс Кейер исследует непростые вопросы через детское восприятие. Его герой, девятилетний Томас, проходит целый путь: преодолевая страх, он осуществляет свою мечту — быть счастливым. Мальчик изучает себя, взаимоотношения в семье, окружающий мир и божественные догмы.

Перед началом спектакля по сцене неторопливо перемещаются белые духи с фонарями и просят зрителей помочь поберечь сон Томаса (Тимофей Абаскалов). Герои приглашают зрителей погрузиться в причудливый мир грез главного героя. Словно в феерии Метерлинка, на сцене каждая фактура, каждый предмет, каждая вещь и маленькая деталь быта начинают дышать, оживать, взлетать, испытывать различные метаморфозы. Художник Игорь Каневский и художник по свету Наталия Гара создают насыщенную цвето-световую партитуру, напоминающую палитру голландских живописцев Вермеера и Яна ван Эйка. В честь последнего названа улица, о которой с восторгом рассказывает Томас матери. В сценографии встречаются разные по температуре синий и красный, связанные с образами Христа и Богоматери, а мягкий охровый свет пятнами ложится на лица героев и складки их костюмов.

С трепетом и детской чуткостью, несколько робко изучает зрительный зал Томас — он тут как маленький творец. Мы видим и свет, отделяющийся от тьмы, и воздушные шары, превращающиеся в экзотических рыбок, и прыгучие теннисные мячи, становящиеся жабами, и квадраты бумаги, посыпавшиеся пестрыми осенними листьями, и старинный чемодан, вдруг зарычавший как злобный пес Попокус. С особой нежностью мальчик обращается к своей хрупкой и утонченной матери в исполнении Ольги Ульяновской. С таким же лучезарным взглядом как у сына, женщина ласково обнимает ребенка, прикасаясь щекой к его щеке. Каждая их сцена наполнена светлым и теплым чувством, схожим с тихой лирической гармонией иконописного сюжета «Умиление». 

С помощью светотени лаконично обозначен семейный быт Клопперов. Порядок, построенный на утилитарных ценностях, резко контрастирует с миром за пределами дома. Яркие желтые листья хаотично перемешаны с серыми. Свет более сдержанный, в одежде героев присутствуют холодные металлические оттенки, тускло отсвечивает католический крест на стене, как бы довлеющий над семьей. Владимир Хворонов создает образ противоречивого авторитарного отца семейства. Его персонаж с тугим затылком, острой бородой и скупой мимикой на самом деле трусливо прячется за спиной Бога, пытаясь оправдать свои грубые действия по отношению к жене и детям. Господин Клоппер, почти не выражая эмоций, устраивает муштру с игрой на фортепиано для своей семьи, заучивающей псалмы. Физическое насилие на сцене не происходит напрямую – герои показывают лишь реакцию на побои. 

Линия взаимоотношений Томаса и его родителя воспроизводит извечный сюжет об отцах и детях, а также о божественном в природе человека. Один из эпизодов Евангелия повествует о том, как 
Христос обращается к своим ученикам, призвав ребенка: «Поверьте Мне, если не обратитесь и не станете как дети, — не войти вам в Царство Небесное… И кто принимает такое вот дитя во имя Мое — Меня принимает». Лишь возвращение к детскому состоянию невинности способно небольшим усилием прекратить жестокость, преодолеть трусость и восстановить утраченную гармонию.

Благодаря тому непостижимому, что заложено в чистом сознании ребенка, Томас видит нечто особенное в обыденных и порою странных для других явлениях. В неуклюжей Элизе (Аполлинария Мусинова) с копной взлохмаченных волос, костяной ногой и паучьими повадками он находит необыкновенную красоту и по-настоящему влюбляется. А госпожа Амерсфорт (Ольга Никитина), пережившая расстрел мужа и именуемая ребятней «ведьмой», становится проводником Томаса в неизведанный мир музыки и поэзии. Открытие нового мальчик воспринимает как полет: он парит, вращаясь вокруг своей оси, и визуализирует новые мечты.
Томас отходит и от навязанного ему образа Бога, он создает Его сам. Иисус – Роман Колбин — при первом появлении недосягаем: он высоко сидит под мутноватым освещением, повернутый спиной к Томасу и зрителям. Но по мере того, как мальчик преодолевает страх, Сын Божий спускается, открывается и становится более приземленным. Христос превращается в близкого друга Томаса, в эффектного «славного парня», который придумывает веселое ритуальное приветствие и попивает из стакана с собственным логотипом. Однако мальчик понимает, что даже его Иисус не в силах изменить что-либо. Кроме того, Бог не будет существовать без самого Томаса. 

Только силой своего героического духа маленький Томас способен преобразить другого человека. Каждый персонаж в спектакле постепенно 
становится лучше, открывая в себе новые качества. Кульминацией чудесного преображения становится победный ужин. Расположение героев за длинным столом под белоснежной скатертью рифмуется с сюжетом «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Во главе — госпожа Амерсфорт, превратившаяся из седовласой одинокой женщины в рыжеволосого огненного ангела. Здесь и прогрессивная тетя Пия (Екатерина Костина), которая одна из первых начала противодействовать домашней тирании, и Марго (Наталья Гитлиц), попытавшаяся остановить отца с помощью ножа. Вместе с ними — счастливая мама Томаса и похорошевшая Элиза, тоже ставшие ангелами. Чудо божественного преображения связано с обретением себя, своего истинного облика и очищением через преодоление страданий. 

Эмансипация женщин здесь — одна из форм чудесного преображения. Когда герои принимают себя и избавляются от навязанных страхов, — появляются различные метафоры, связанные с воздушностью и полетом. Это и пуанты на ногах Элизы, и письмо Томаса, выпущенное вверх, словно птица, и финальная песнь Иисуса, окруженного ангелами, под аккомпанемент духовых инструментов. 

Композиция закольцовывается: Томас спокойно засыпает, но уже на авансцене, ближе к зрителю. Мальчик выполнил свою миссию по восстановлению гармонии в мире. Последним преображается и исцеляется отец: почти незаметно он приближается к сыну, прочитав его бесстрашный дневник под названием «Книга всех вещей».
Спектакль Артема Устинова актуален как для детей, так и для взрослых. Универсальность и бережное отношение к таким категориям, как добро, детство, красота, любовь, семья создают чудо преображения и сопричастия.

Розалия Махмутова  студентка пятого курса кафедры теории и истории искусств театроведческого отделения Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.