23 Май, 2022

Хоровод казаков

Елена Ольховская

«Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

«Удивлением Европы», «степными варварами», «дикой ордой» и многими другими словами именовали французы казачьи войска, когда они в марте 1814 в эпоху завершения наполеоновских войн первыми во главе с императором Александром Первым вошли на улицы столицы Французской империи. Донской атаман генерал Платов в приказе своим казакам заранее объявил «обывателям городу Парижу никакой обиды не чинить, наипаче не обижать ихних мадамов и мамзель, кроме если по взаимному согласию... Помнить, что мы присяжные казаки русского императора, войска благородного и цибулизованного». По приказу императора все оружие офицеров и казаков при входе в Париж было отдано на хранение жандармерии.

Казаки надолго задержались в столице Франции — почти на долгих четыре года, покорив за это время сердца многих парижанок. Обладая минимальным запасом слов, они стали самыми модными кавалерами обольстительных парижских прелестниц.

Впрочем, казаками были очарованы не только парижанки. Прусский король в подражание казачьим эскадронам создал в собственной армии части наподобие русской конницы, в Париже появилась мода на все казачье, французы начали покупать лошадей и украшать фарфор изображениями лихих казаков, англичане - шить костюмы на казацкий манер.

Вспомнить давние страницы истории взялись артисты Липецкого государственного театра танца «Казаки России», представив на суд зрителей спектакль «Казаки в Париже». В атмосферу военных действий между Российской и Французской империями, которая закончилась полным уничтожением наполеоновских войск, погружает зрителей первая картина спектакля - напряженный боевой путь казаков и русской армии в Париж, ожесточённые бои и сражения во главе с императором Александром I (Александр Максимов). Перед режиссерами и постановщиками спектакля стояла задача без слов, но танцем и музыкой передать мысль о невероятных потерях враждующих сторон, которые даже и сегодня вызывают содрогание и ужас.

Сценический свет в спектакле становится ещё одним действующим лицом спектакля (художник по свету Руслан Майоров). Мощный поток света и сценического дыма, спускающийся сверху сцены, становится для казаков и царя своеобразным тоннелем времени, который переносит русскую армию на центральную улицу Парижа, где мирно прогуливаются горожане.

Далее следует сцена знакомства казаков с француженками, милыми пламенными смуглянками, грациозными Мари, Софи, Эмили, Анжеликами… их много, и они все так смешливы и прекрасны. Сцена решена с использованием лексики модерн танца и contemporary, удачно применен приём «канона», создавая настроение восхищения силой, красотой, грациозностью и непобедимостью казачьего воинства. На французском бульваре Казак знакомится с Француженкой. История любви, символизирующая соединение двух культур, России и Франции. Эта драматургическая линия становится главной в спектакле.
Казак (Ростислав Подопригора) в сцене знакомства снимает с себя плащ и нежно набрасывает на плечи французской девушке (Екатерина Голованова). Француженка нежно принимает ухаживания, влюблённые танцуют, разглядывая друг друга, любуясь красотой и необычностью чувств. И эта простота общения рождает обыденное мнение «все, как у нас», прогнозируя выводы о близости культур, родстве душ, общности человеческих ценностей.

Эту мысль о единстве мира, ненужности распрей и войн укрепляет образ шарманщика (Сергей Иванцов). Пристально наблюдая за всем происходящим, он становится своеобразным метрономом сценического действия. Порой кажется, что музыкант - вершитель судеб человеческих. Для каждого у него приготовлена своя мелодия жизни, короткая или длинная, кому как повезет.

Император Александр I за победу над войсками Наполеона удвоил жалование солдатам. Казаки отмечают это радостное событие в парижском трактире. Французские мелодии, Шансонье (Симона да Сильва), зажигательные танцы казаков, демонстрирующие военное мастерство солдат, яркие наряды французских «ночных бабочек», свет, создающий атмосферу яркого праздника — все это формирует эпизод, где царит многообразие танцевальных направлений от народно-сценического казачьего танца с использованием разножки, выкидки на одну руку, ползунца, выкидки с вращением на голове, до вкраплений движений из хип-хопа, таких как «геликоптер», различные трюки брейк-данса.

Сцена в трактире - дивертисмент. Он увлекает зрителей показом виртуозных способностей артистов балета и является прекрасной демонстрацией многообразия вечерней жизни Парижа. Сцена в трактире заканчивается дракой казаков с французами (сценические бои Бориса Домнина). Девушка-француженка убегает с Казаком. Противопоставление и одновременно соединение двух культур очень ярко прослеживается в костюмах персонажей (Максим Обрезков). Сочетание белого и чёрного, красного и чёрного в костюмах французов и преобладание синего цвета у казаков составляют вместе единый фон российского триколора - белый, синий и красный, совпадающий, кстати, по цветовой гамме с французским триколором.

«Чёрный ворон, друг ты мой залетный» — песня, исполненная казачьим хором, создаёт у зрителя ощущение тоски по Родине. Как бы хорошо не было в Париже, душа русского человека всегда тянется домой. Артисты-вокалисты танцуют в спектакле наравне с артистами балета.

Интересными являются сцены, связанные с водой. Из исторических источников известно, с каким интересом воспринимались парижанами бытовые сцены купания коней. Для многих это было невиданное зрелище. С такого же актерского этюда начинается эпизод, когда мужчины, одетые в белое исподнее белье, приносят в ведрах воду и начинается сцена купания. Кто-то опрокидывает на себя ведро воды, кто-то ныряет головой в ведро, кто-то просто рукой разбрызгивает воду. Воды как таковой на сцене нет, есть видеопроекция (Арсений Мухин). Сцена купания органично перерастает в мужскую пляску, где ритм отбивается по дну ведра. И этот возникающий жесткий ритм танца, и звуки жестяного ведра в руках казаков напоминают церковный колокольный звон, тем самым сцена купания становится своеобразным духовным очищением.

Часто хореографические тексты построены на дуэтном танце с использованием разнообразных поддержек (сцена с газетным воришкой). Ярким и запоминающимся получился эпизод танца прачек, украшенный преобладанием белого цвета чистоты и надежды в костюмах и оформлении сцены. В сцене с прачками снова появляются Казак и Француженка: это великолепный танцевальный дуэт со сложными поддержками, где Девушка летает, словно легкое перышко в руках сильного и смелого казака.

Режиссёр-хореограф Екатерина Милованова выстраивает танцевальные движения по кругу в парном танце прачек и казаков против часовой стрелки, тем самым показывая, что завоевание Парижа было очень давно, более двухсот лет назад, ожившие герои, как бы отматывают ленту времени назад.
Сцена в бане, где казаки парятся и заодно веселятся, построена на ритмических хлопушках с веником, мужская пляска в этой танцевальной композиции становится энергетически притягательной и веселой. Одним из маленьких шедевров спектакля стала вокально-хореографическая композиция «Как задумал старый дед жениться...», где артист Сергей Иванцов создал образ сомневающегося, хитроумного и одновременно нерешительного старика, который думу думает, на ком жениться, на молодой или на знающей толк в семейной жизни, зрелой женщине.
Сцена отдыха «ночных бабочек» отличается особенной красочностью. Костюмы алого цвета страсти и любви, противопоставлены монохромным костюмам французской знати. Для образа Мадам (Елена Маслова) режиссёром найден свой способ существования на сцене: неспешная походкой, уверенность в жестах, изысканность манер и властное поведение, которое даёт понять зрителю кто все-таки в доме хозяин, кто руководит жрицами любви.

Самый яркий и насыщенный событиями момент спектакля сцена — это сцена в трактире, где гуляют казаки и французы: акробатические трюки на полотнах, эффектные прыжки на батуте, калейдоскоп прекрасных танцев, французские песни, атмосфера парижского веселья. Конечно, бурное веселье не обходится без отчаянной и смешной драки, под музыку, напоминающую аккомпанемент старого немого кино. Француженка несвободна, у неё есть жених (Виктор Почукаев), который вовсе не согласен, чтобы его невеста развлекалась с чужеземным Казаком. Однако, Француженка поступает по-своему и убегает с возлюбленным. Француз не желает сдаваться, а Казак девушку тоже не отпускает, для этой непростой ситуации найден интересный приём — танец втроём. Девушка между двух «огней», между двумя мужчинами, между двумя странами и двумя различными культурами.

Впрочем, в жизни все меняется вдруг и навсегда. Вот и в спектакле в противовес бурному веселью в трактире звучат грустные песни казаков, переходящие в русский хоровод, который обнаруживает в своем развитии мощную сакральную основу. Танец отражает движение и форму солнца, отдавая дань светилу, которому поклонялись в древние времена. Хоровод нивелирует личные границы и осуществляет идею объединения людей, их внутренних сил, энергии радости и созидания, момента счастья. Хоровод, объединяющий казаков и француженок, прерывается звуками старого кино, а затем и сама кинопленка падает сверху под ноги танцующим. Расставаясь, каждая пара держит в руках небольшой отрезок киноплёнки, как оставшуюся на память ленту времени и воспоминаний. Сцена любви Казака и Француженки становится одновременно и сценой прощания влюблённых, звучит музыка казачьей песни «Не для меня...»

Елена Ольховская родилась в Перми. В 1988 году окончила Пермское хореографическое училище, класс педагога Л.Г. Улановой. Работала артисткой балета в Екатеринбургском театре оперы и балета, в Днепропетровском театре оперы и балета. Окончила Киевский национальный университет культуры и искусств, аспирантуру Славянского университета г. Харькова. Работала балетмейстером в Севастопольском театре им. А.В. Луначарского и в Севастопольском драматическом театре им. Б. Лавренева, педагогом сценического танца в РАТИ-ГИТИС, педагогом джаз-модерна и классического танца в Крымском университете культуры, искусств и туризма. Заслуженный деятель искусств Крыма. С 2000 года балетмейстер-хореограф в Севастопольском театре Вадима Елизарова, автор либретто ко многим хореографическим спектаклям. С 2009 года балетмейстер ансамбля классического танца «Надежда».

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.