19 Декабрь, 2022

Театр на нартах

Стас Зверев

Когда и как на Крайнем Севере заиграли театральные куклы?

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Это увесистый, почти столетней выдержки, альбом, даже скорее, исторический артефакт. В нём документы, фотографии, рапорты, набранные на печатной машинке, а главное - рассказ о великом переходе театра кукол через всю Камчатку в Заполярье и обратно. Это бесценные путевые дневники подвижников культуры, проводников театра, которые 18 декабря 1935 года дали в Петропавловске-Камчатском своё первое представление – спектакль «Синьор Помидорчи».

Камчатский театр кукол сегодня реконструировал некоторые моменты из истории Театра на нартах. Зрители могут прикоснуться к копии того самого альбома, вглядеться в лица на фотографиях, познакомиться с уникальной историей. Разноцветные диоды отмечают на карте маршруты театральных экспедиций, что, словно морозный узор, вьются по территории Камчатки и Чукотки. Посетители выставки проникаются местным колоритом, глядя на кукол-аборигенов работы сегодняшних художниц театра. Понарошку «чаюют» в юрте-чуме, слушая дневники театральных первопроходцев. 

Театрализованная выставка: «Единственный в мире театр кукол на нартах. Камчатка 1935-1946. Люди и куклы сквозь пространство и время» - это путешествие к точке отсчёта, к зерну, из которого вырос театр кукол на Камчатке. В 1935 году из Москвы на полуостров прибыли первые артисты-кукловоды – соратники всемирно известного кукольника Сергея Образцова. Поезда и пароход доставили в Камчатскую область великолепную четвёрку: Дзерожинский, Корнилов, Степанова, Киляков. Это состав театра с 35-го по 37-ой год.

4 декабря 1935 года газета «Камчатская правда» вышла с заголовком: «Начал работать кукольный театр»: «Приступил к работе кукольный театр областного отдела народного образования. Началась подготовка пьесы Любимова и Юдиной — «Синьор Помидорчи» для ребят среднего школьного возраста. Основная тема пьесы — человечное отношение к животным. Постановка представляет собой цирковое зрелище с участием дрессированных животных и зверей (кукол), где противопоставляются методы и приёмы дрессировки Дурова приёмам итальянского дрессировщика Помидорчи, приехавшего на гастроли в СССР. Пьеса идёт в оформлении художника Л.А. Кузьминой. Музыка Ан. Романова. Куклы — работы скульпторов Ерёминой и Солнцева. Следующими работами театра предполагаются пьесы: «Лиса Патрикеевна» (монтаж народных сказок) для ребят младшего возраста, «Гармонь» А. Жарова для взрослых и ряд эстрадных номеров. Первый спектакль театра —18 декабря. До этого (в десятых числах) театр выступит в программах детских передач городского трансляционного узла». 

И так, запомним, 4 декабря пошла работа, а уже 18 декабря 1935 года в Петропавловске-Камчатском кукольники дали первое представление – спектакль «Синьор Помидорчи» в постановке Дзерожинского и… И пересели на собак! Зимой 1936 года стартовал первый переход театра на нартах, протяжённостью более 780 километров. Маршрут по долине реки Камчатки: Петропавловск-Камчатский – Начики – Мильково – Козыревск –Ключи – Усть-Камчатск. Что же это такое было: Театр на нартах? Инициатором театра кукол на Камчатке в альбоме-артефакте назван заслуженный артист РСФСР товарищ Гавриил Гловацкий. Он был артистом до революции. После 1917 года работал в Петрограде, затем занимался становлением советского театра на Украине, в Одессе. В 30-х годах полностью посвятил себя театрам Дальнего Востока. Организатор театра кукол на Камчатке – это товарищ Дзерожинский. Благодаря его энергии и общительности, его отчётам, заметкам, рапортам и радиограммам и остался заметный след в газетных строчках тех лет. Режиссёр, массовик и кукловод, движок театра – это Александр Корнилов. С 1937-го по 1939-ый год в театре работали Дзерожинский, Невежин, Сахарова, Котельникова. С 1939-го по 1940-ой год: Дзерожинский, Корнилов, Сахарова, Котельникова. Плюс баян. В разные годы пел баян в руках Николаева, затем в руках Голынского. За пять лет с 1935 по 1940 годы наши герои показали 590 спектаклей. Прошли 212 населённых пунктов. Очаровали 78 тысяч взрослых и детей. Совершили семь чудес! А как иначе назовёшь – семь экспедиций вдоль и поперёк Камчатки. Тысячи километров были пройдены! И морем, и на собаках, и на оленях, и пешком. Настоящий подвиг! Они несли русского Петрушку народам Севера. Не требовали ясак, не меняли водку на пушнину. Они шли к людям как люди театра.

А природа здесь сурова ко всем без разбора. Вот малая выдержка из путевого дневника актёра Камчатского передвижного кукольного театра: «Здесь начинается перевал хребта. Двигаемся ощупью, так как уже не видно ничего. Круто поднимаемся вверх, на правый хребет. Здесь первый косогор. Неожиданно летим вниз и не видно куда. У меня на спуске опрокидывается нарта. Поднимаю её с трудом, собаки дёргают, не успеваю вскочить, и она летит вниз — на другие нарты. Слышу визг собаки, попавшей под нарту. Опять поднимаемся. Глубокий снег. Пурга слепит глаза. Брови, ресницы, воротник кухлянки, малахай обледенели. Подъём ещё круче». Сейчас, когда на Камчатке проводится гонка на собачьих упряжках Берингия, до старта каюров, трассу пробивают, накатывают снегоходы. А тогда?! Совсем другое дело. А вот один из способов поставить собак в упряжке и тогда, и сейчас одинаковый. Метод прост: впереди бежит собачка-девочка и за ней уже несётся вся упряжка.

Презрев трудности, театр на нартах несётся, движется к детям Севера. В газетных заметках и радиограммах с далёких северных точек товарищ Дзерожинский рапортует о пути следования и радости встреч с театром на нартах. Вот, к примеру, цитаты: «Уже тысячу шестьдесят километров проехали мы, а покамест сделали лишь половину пути. Ительмены, коряки окружают театр тёплым, трогательным вниманием. Из далёких кочевий на оленях приезжают смотреть говорящих кукол», «Спектакли приводят в неописуемый восторг. Дети и взрослые одинаково непосредственно встречают нас. По-новому ощущаешь значение кукольного театра в этой обстановке как проводника культуры в среду кочевых народностей Камчатки. Популярность наша велика». «Много лет существует селение Хайрюзово. Много бьют коряки пушного зверя, много ловят рыбы. Жить стали зажиточно. А с развлечениями плохо, скверно поставлена культработа. И вот приехал к нам кукольный театр. Ничего подобного здесь раньше не видели. Группа преподавателей: Юшин, Ерёмина, Капшун, Яровенко, Нослова, Тищевская». «И много, много таких писем. Тепло становится на душе, сознавая, что театр занёс радость и оживление в эти места, природными условиями оторванные от культурных центров».

Сквозь пространство и время театр движется к детям. Летом, конечно, по морю. Глубокой осенью – зимой на собачках – без вариантов. Казалось бы, зима - всё сковано и замерзает. Сиди у печки – грейся. Отнюдь, это летом к центральным районам полуострова нет пути. Дебри непролазные. Реки бурные. А зима - это как раз путь «зимник». Ледовый панцирь – это путь сообщения, дорога вглубь Камчатки, единственный способ прямого общения. Да ещё и «хозяин», то есть бурые камчатские медведи в своих берлогах до тепла спят. «Зимник» и сейчас дорога важная. Это до села Мильково сегодня трасса хороша. А дальше уже дороги нет. «Да ещё лет 30 назад знаменитые горячие источники вблизи посёлка Малки казались тридевятым царством», - делится воспоминанием посетитель выставки Антон. «А когда везли сметану из Мильково, она сама сбивалась в масло. Поверите? Так ухабисто было».

На минутку представьте тогдашний путь театра на нартах сквозь пургу, бураны, вопреки стихии. Немыслимые переходы для нескольких мужчин и женщин, не рождённых и не выросших на Крайнем Севере, но воистину породнившихся с ним. Это был другой мир. Вряд ли тогда коряки, эвены, ительмены называли себя малочисленными. И языки не были исчезающими. Посёлков было больше, интернатов меньше. Тогда наверняка спасала артистов северная экипировка: торбоза с чижами, малахай, кухлянка. Вряд ли без национальной одежды северян можно было б далеко уйти в этом белом безмолвии камчатских просторов. Шли артисты - не за табуном оленей, не за корюшкой, а чтобы показать детям за тысячу километров от областного центра Петрушку. Артисты, как и местные жители, были кочевыми. В Петропавловске-Камчатском у них даже своего угла толком не было – только проходная комната. 

О женщинах – особый рассказ. С одной из них неразрывно связано второе дыхание Театра на нартах в жёсткие военные годы с 1941-го по 1946-ой. А затем в 1960-е и 1980-е. Здесь, на Камчатке, она осталась навсегда. Это заслуженная артистка РСФСР Татьяна Петровна Корсак. Театральный и человеческий подвиг которой, воспел в своих очерках почётный гражданин Петропавловска-Камчатского, преподаватель Камчатского колледжа искусств Валерий Кравченко. В январе 1941 году актриса Татьяна Корсак, родом из белорусского Полоцка, по личной просьбе прибыла на Камчатку работать в театре кукол. После начала войны в театре кукол остались только двое – Александр Корнилов и Татьяна Корсак. Передвижной или портативный театр, как его называл артист, затем художественный руководитель и муж Татьяны Корсак - Александр Корнилов. Передвижной, потому что на нартах. Портативный, потому что театральные декорации должны быть обязательно разборные и непременно компактные. В книге Андрея Федотова «Техника театра кукол», изданной по инициативе Всероссийского театрального общества в 1953 году в Москве, находим такие строки: «Камчатский областной театр кукол применял для устройства своей ширмы бамбуковые палочки, соединённые между собой гильзами от охотничьих патронов. Благодаря необычайной лёгкости материала круглая ширма диаметром 2 метра 30 сантиметров с полукруглым задником и занавесом помещалась в сложенном виде в чемодан, который легко мог нести двенадцатилетний мальчик». Да, конечно, такую ширму нельзя перегружать оформлением, она оживает благодаря сердцу артиста. А артисты в театре на нартах были всем - и организатором, и художником, и конструктором, и кукловодом, и каюром. «Я люблю здесь всё – землю, грязь, море», - говорила Татьяна Корсак.

Камчатский театр кукол благодарит Союз театральных деятелей России и Камчатское отделение СТД РФ за поддержку в воплощении проекта театрализованной выставки-экскурсии «Единственный в мире театр кукол на нартах. Люди и куклы сквозь пространство и время». За сохранность этой истории огромная благодарность главному театру кукол страны. Спасибо и Камчатской краевой научной библиотеке имени Крашенинникова за помощь, за литературу.

Стас Зверев - мастер сцены Камчатского театра кукол.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.