22 Ноябрь, 2021

В оковах мысли

Лана Йекнич

«Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда

Премьера спектакля Николая Коляды «Раскольников» по одноименной авторской инсценировке романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» была показана в апреле 2019 года. В актуальности замысла Достоевского нет сомнения – неужели это тот же самый молодой человек эпохи Достоевского, перешагнувший в сегодняшний день? Что движет человеком и готово ли современное молодое поколение решиться на бунт и снова переступить через Божий и человечий закон, воплощая свои идеи?

Спектакль стартует с пробуждения главного героя, и, хотя кажется, что страшный сон завершился, зритель только начинает наблюдать за ужасающей реальностью Раскольникова. Яркий монолог Раскольникова (Константин Итунин) – пересказ сна об убийстве лошадки – предвещает его собственную трагедию, трагедию человека, подвластного своей мысли стать одним из «необыкновенных» людей. Единственной декорацией служат цепи, лежащие на сцене, с самого начала заявляющие о тяжелом бремени, возложенном на плечи героя. Бремя Раскольникова – мысль, не оставляющая его в покое. Раскольников Коляды – отщепенец, индивид, готовый пойти на что угодно в целях проверки своей идеи.

Талант Коляды заключается в его умении прислушиваться к шагу времени, не отставать от него и при этом оставаться последовательным в сохранении идеи классика. Спектакль отлично показывает гнилую общественную среду, различающую только два типа людей: «вшей» и Наполеонов. Два других артиста в постановке Владислав Мелихов и Игорь Баркарь умело превращаются во всех остальных персонажей романа: старуха-процентщица легко становится то Порфирием Петровичем, то Лужиным, то тенью (или альтер-эго главного героя, в зависимости от прочтения публики), вызывая у зрителя фантасмагорическое ощущение мира, но одновременно указывая на амбивалентную природу героев романа и демонстрируя, как человек легко может оказаться в чужой шкуре.

Спектакль Коляды построен как самоуглубление героя, сталкивающегося с другими персонажами. Действие держится на рассказах героев о происходивших событиях. В том-то и есть волшебство постановки Коляды – герои-рассказчики повествуют, их поступков не видно, но их сила именно в способности окрасить свой рассказ, представить словами действие так ярко, чтобы включить воображение зрителя и вовлечь его в театральную магию. Большая часть спектакля, кроме того, держится на репликах, образованных из повествовательного текста романа, а не из диалогов. В пластическом оформлении спектакля Коляда создает ощущение участия всех героев в какой-то смертельной пляске, танце призраков. Это бесы, живущие внутри героя. Коляда нарочито одевает своих актеров в толстовки цвета российского флага с надписью «Russia», подчеркивая лишний раз актуальность происходящего.
Интересен прием чтения, когда Раскольников и двое его сверстников, якобы углубленные в написанное, читают о воскрешении Лазаря, пародируя Евангелие и последующий диалог Сони с Раскольниковым о духовном возрождении преступника. Коляда резко критикует необразованное и неверующее молодое поколение, обращенное только к самому себе. Какую ценность сегодня имеет книга для молодых людей? Особенно ярка и сцена на дискотеке. В руках танцующего Раскольникова мобильный телефон, по которому Раскольников признается в своем преступлении – пока его друзья танцуют, он звонит Соне. Ответ от Сони приходит в виде смс. Оставаясь уверенным в своих убеждениях, Раскольников издевается над сообщением Сони, но кажется, это ненадолго.

Особая карнавальность и ритуальность режиссуры, свойственная Коляде, наблюдается и в спектакле «Раскольников». Совершая своеобразный ритуал, герой проливает смазочное масло на себя, закутывается в цепи. Они оставляют на теле черный след вины, греха. Перед ним стоят два стальных копья с бутонами роз на навершии и привязанными к ним красными ленточками в виде бантиков, которые мотыляются еще и на шеях героев в течение всего спектакля. Два копья символизируют расщепление Раскольникова, раздвоенность его души и ума, разорванного между желанием помочь другим людям и преступными действиями. Красные бантики на шеях героев можно толковать и как своеобразный символ революционного духа, знак бунта. Нет удачной революции без кровавых жертв. Но путь любви и покаяния – это единственный правильный путь, согласно философской концепции Коляды.

Финал спектакля жизнеутверждающий, полон надежд на лучшее будущее и возможное возрождение человеческой души – в этом Коляда не уступает, всегда сохраняя в финалах своих постановок тихую, неутолимую радость жизни, порожденной любовью, верой и надеждой. В конце спектакля звучит русская песня «Ой ты, степь широкая», вызывающая у зрителя ощущение начала новой жизни.

Лана Йекнич - аспирантка филологического факультета Университета в Белграде, Сербия

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.