14 Апрель, 2022

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев

Лаборатория бэби-театра на Камчатке

Это первый камчатский бэби спектакль. Знаю по опыту, родители с малышами до трех лет очень хотят участвовать в таких театральных представлениях. Пионером бэби-театра называют итальянского режиссёра Роберто Фрабетти, создателя театральной программы «Маленький размер — Большие граждане». Когда театр для «крох» становился на ноги, это было движение против течения. В одном из интервью Фрабетти так прямо и заявил: «Кто не верит в театр для годовалых — это его проблема!»

Сейчас этот жанр востребован. Проводятся фестивали, специальные тренинги, творческие лаборатории. В феврале на Камчатку из Москвы прилетали театральный продюсер, основатель проекта «Бэби Лаб» Варвара Коровина и театральный педагог, основатель и режиссёр театра «Моника и дрозд» Екатерина Кочнева. Они провели творческую лабораторию «Бэби театр от идеи до премьеры», в которой приняли участие режиссёры, художники, артисты и педагоги. Лекции чередовались с практическими занятиями. Занимались пластикой, конструированием. Работали в командах и вместе искали ответы на самые разные вопросы. Что можно в бэби-театре, а что нельзя? Чем детский театр отличается от взрослого? Что такое бесконфликтная драматургия? Проводился даже смотр городских игровых площадок.

«Поначалу было непонимание. Нам говорили, что бэби-театр — это театр для неудавшихся актрис», - рассказывает Варвара Коровина: «Но мы много работали и сейчас — это уже не против течения. Появился бешеный спрос. Потому что был явен дефицит такого общения и с родителями, и с малышами». «Как это стало моим делом? — вспоминает Екатерина Кочнева, — У меня это совпало с моими детьми. Как это было? Пошла в магазин, набрала пустых коробок, и получился мой первый бэби-спектакль. Что здесь главное? Не просто насыпать манку и уйти. А пригласить малышей в подготовленное пространство. Цель — дать возможность для исследования».
Неделя исследований и практик в ходе творческой лаборатории в Камчатском театре кукол принесла двенадцать ярких идей. Самые перспективные были отобраны в репертуар. Проект путешествия гусеницы по лесной полянке стал спектаклем «Где Бабочка?» Режиссёр, актриса и музыкант Алиса Коротченко, художник Светлана Кужелева, актёры Наталья Кузьмина и Сергей Ветошкин.

Художник театра кукол Анна Манько, режиссёр Олег Бойко, актёры Владимир Бережков и Евгения Кевевтегина заняты воплощением ещё одной идеи театральной лаборатории: «Приключение Мидии». Маленькая Мидия живёт в своей уютной ракушке в глубинах нашего Тихого океана или, например, в прибрежных водах Авачинской бухты. И вот однажды в воду падает камушек, Мидия приоткрывает раковину и удивляется большому миру вокруг. «Я хочу загореться, наполниться, вдохновиться! — восклицает актриса Евгения Кевевтегина, — Я понимаю, что для Камчатского театра кукол это новый виток развития».

Есть и проект сказки из клубков и нитей «Земля Кутха» художника Юлии Бочкарёвой, которая трудится в Краевом объединённом музее. «Ночь таинственных подушек» актрисы Сандры Клер. «Колос» — по мотивам сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» — художника Анны Бобровой, актёров Александра Боброва и Евгении Кевевтегиной. «Мой друг волк» — театрализованная игра воспитателя детского сада Ольги Короновой. «Одуванчик» художника театра кукол Екатерины Черешковой и Екатерины Самсоновой, краеведа Камчатской краевой библиотеки имени С.П. Крашенинникова. Игра-общение «Ах и Ох» Ирины Зотовой с использованием приёмов уличного театра. Педагог Инна Дробушевская представила проект, подготовленный творческой группой Петропавловск-Камчатского городского Дома ребёнка. Учителя и воспитатели заявили идею театрального знакомства с детской гонкой на собачьих упряжках «Дюлин». Это будет история одного дня маленького Щенка и его спутников Ветра, Камбалы и Оленя. «Мы работаем с детками от недели до 3-х лет. Есть с особенностями развития. Мы разыгрываем сказки, даже устраиваем шумовые оркестры», - рассказывает старший воспитатель Инна Дробушевская. Почти во всех проектах большой упор на звуки. Будь-то лесная полянка, глубины океана или деревенская пастораль. Ведь для бэби тут особенность. Велик интерес к звукам самим по себе, не к резким и громким шумелкам, а к нежному динь-динь колокольчика, вкрадчивому тиканью часов, мерному стрекотанью трещотки на колесе велосипеда, мяуканью котёнка, шёпоту ветра в кроне, капели и проч.

Позволю здесь пару абзацев о шумовых оркестрах, звуковом искусстве, саунд-арте. Это понятие очень обширное. Когда началось? Что это было? Игра на щепе пня или на тетиве лука? В любом случае важной вехой стало появление футуристических инструментов интонарумори, созданных итальянским музыкантом и художником Луиджи Руссоло, автором манифеста «Искусство шумов» (1913). Интонарумори – шумовые модуляторы, шумовики, шумихи. Инструмент представлял собой деревянный кубоид с раструбом громкоговорителем. Внутри металлические струны или струна, система колёс и зубцов. Вся конструкция приводилась в действие рукояткой наподобие шарманки. «Вообще в этих инструментах много дикого и беспокойного», - характеризовал их композитор Сергей Прокофьев, интересовавшийся творчеством Руссоло. Каждый собранный инструмент получал своё имя: первый Скопиаторе – это значит Взрыватель, Скрапер (Скрипун), Стропикиаторе (Треньканьщик), Рамблер (Грохотальщик), Ронзаторе (Жужжальщик) и т.д. Музыкальные пьесы для интонарумори имели соответствующие названия: «Встреча автомобилей с аэропланами», «Пробуждение одного города». Современниками музыка шумов была встречена не то, что скептически, - враждебно. А сейчас без шумов и не представить современной электронной музыки. Руссоло желал, чтобы «усиленная чувственность, уже покорённая зрением футуризма, наконец, получила слух футуризма». Масштаб этому направлению задал советский авангард. Пример - российский композитор Арсений Авраамов - автор «Симфонии гудков». Премьера симфонии прошла в 1922 году в Баку. Если так можно сказать, - оркестровой площадкой становился целый город. В определённых его районах располагались артиллерийские расчёты, армейские части, подразделения конной милиции и т.д. По мановению композитора, в каждый заданный момент раздавались заводские гудки, взлетали аэропланы, гремела канонада выстрелов, ревели моторы, машинисты паровозов со свистом сбрасывали пар.

В Манифесте «Искусство шумов» Руссоло приводит шесть семейств звуков для футуристического оркестра:
1. Громыхания, гром, столкновения, всплески, гудение
2. Свист, шипение, фырканье
3. Шёпот, мурлыканье, бормотание, рычание, журчание
4. Скрежет, скрип, хруст, жужжание, треск, шарканье
5. Шумы, производимые стучанием по металлу, дереву, коже, камням, глине
6. Голоса животных и людей
Подчеркните те, что будут приятны маленькому человеку будущего. Футуристы сто лет назад искали шумов странных, резких. Жаждали ошеломительного грядущего. Но вот, что-то совсем не хочется лететь на Луну верхом на пушечном ядре. Верится в творчество человечное, объединяющее, которое начинается с самого детства. Лёгкость, ободряющая улыбка и приглашение в не пугающий мир. Бэби театр – это нежное искусство будущего.

Стас Зверев - мастер сцены Камчатского театра кукол.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.