17 Октябрь, 2022

Женщина у окна

Алина Сагачеева

Актерский портрет Полины Одинцовой

Полина Одинцова – актриса Московского театра юного зрителя, в труппу театра была принята в 2013 году. В актерскую профессию пришла поздно, окончив в том же году ВТУ им. М.С. Щепкина (курс В.М. Бейлиса и В.Н. Иванова), когда ей было 29 лет. Первое высшее образование актриса получила в Высшей школе экономики по специализации «Стратегическое управление финансами фирмы». В ВШЭ Полина Одинцова училась вместе со своей сестрой-близнецом Александрой Титовой, и обе в итоге стали актрисами. 

За восемь лет служения в МТЮЗе Полина Одинцова сыграла более полутора десятка ролей. И в каждой роли «просвечивается» личность актрисы. По своей природе она мягкая, женственная, утонченная, хрупкая. Нельзя не поразиться ее открытости, переходящей в уязвленную наивность. По своей внешности актриса субтильна до «прозрачности»: модельный рост 170 см., тонкая фигура, аккуратное «кукольное» лицо, большие узко посаженные глаза, кроткая улыбка смущения. По описанию можно подумать, что типаж Одинцовой – травестийная актриса, которой в самый раз играть молодых особ и юношей. Но, несмотря на свою внешнюю хрупкость и доминирующие мягкие черты характера, внутренней энергии и твердости, которые актриса по крупицам «выдает» в своих ролях, ей не занимать. Когда приходишь на спектакль с ее участием, сразу готовишь себя к тому, что увидишь ее героиню мягкой, кроткой, немного угловатой, с мелкими движениями. Ожидания оправдываются, но на короткое время актриса умеет удивить своей непредсказуемостью, мощной энергией и вырывающимся наружу лицедейством.

В спектакле Саши Толстошевой «День рождения Смирновой» по пьесе Людмилы Петрушевской героиня Полины Одинцовой - Полина Шестакова - совершенно разная: тихая, застенчивая, зажигательная, решительная. За эту роль Полина Одинцова была номинирована на «Золотую маску» в 2019 году как за лучшую женскую роль. Шестакову мы видим в начале спектакля, стоящую у окна спиной к нам, словно сошедшую с картины Каспара Давида Фридриха «Женщина у окна». Будто она – виновница торжества, к которой никто не пришел. Но появление именинницы Эли меняет акценты, и мы понимаем, кто тут гость. Положение тела Шестаковой в пространстве кухни, где сидят подруги, подчеркивает ее «подчиненность» по отношению к Эле. Контрастно смотрятся их позы: Эля (Екатерина Александрушкина) старается занять как можно больше места – кладет ноги на табурет, «растекается» по столу, наклонив корпус в сторону Полины и расставив локти в сторону, чтобы поговорить с ней по душам. Шестакова же старается занять как можно меньше места на стуле, желая превратиться в точку, движения ее мелкие, неуверенные. Она что-то мурлычет себе под нос, прежде чем заговорить, подбирает слова, стесняется или боится пить налитое чинзано. Шестакова – такая «девочка-припевочка», хотя она жена и мать двоих детей. С появлением Риты мизансцена меняется, Полина находится отдельно от подруг. Эля с Ритой будто кооперируются против Шестаковой, ведь она среди них выделяется. Несмотря на то, что она дважды мать, у нее больные родители и проблемы с мужем, она прекрасна. Туфли на каблуках, по фигуре сидящее платье, ухоженные прибранные волосы. Но по мере уменьшения чинзано повышается градус в крови героинь, и тогда Шестакова меняется, уходит в отрыв. Она отчаянно танцует, словно желает скинуть вместе с танцем всю накопившуюся боль и проблемы в семье. Танцует нелепо, но от всей души, наяривая, стараясь отдать энергию каждому зрителю. В танец она привлекает и «пришибленную» Риту. Можно сказать, что это «звездный час» Полины Одинцовой. В финале после всех разговоров и танцев, когда три подруги выходят на улицу, мы видим, что друг без друга они не могут. Мы их не слышим, но и так становится понятно, что вместе им хорошо.

В спектакле Андрея Гончарова «Семья Грей» по рассказу Шервуда Андерсона «Братья и смерть» Полина Одинцова играет мать Луизу. Луиза в этой истории не просто мать и жена, она «сердце» семьи, неспроста мы видим муляж сердца на пустой сцене после ее первого появления. А история семьи Грей сложная – здесь нет идиллии, у каждого в семье свой путь, каждый борется за самого себя. И только Луиза, наполненная любовью к каждому, пытается сохранить семью. В рассказе Шервуда Андерсона Луизе около пятидесяти, чего не скажешь по виду актрисы. Она одета в черный комбинезон без рукавов, подчеркивающий стройную фигуру. Первый раз она появляется с рулоном искусственной травы, и с этого рулона, принесенного матерью семейства, начинается обустройство пространства. Вообще, тема земли и травы важна в спектакле, ведь семья Греев – фермеры. В этой истории Луиза является посредником между мужем Джоном (Андрей Максимов) и детьми. Она стремится к гармонии в семье, чтобы дети и муж были счастливы. И кажется, что для Луизы дети и муж – это два огня, между которыми она мечется. Она верная жена, любящая и обожающая своего мужа. В сцене, где Джон сидит на троне с огромной маской-шлемом быка, она робко подсаживается к нему рядом на узкий табурет и заботливо наклеивает мужу бороду и усы как признак мужественности и мудрости. Будто без покорной жены он не глава семьи. Обязательно нужна та, которая будет наклеивать бороду и усы, чтобы он чувствовал себя «быком», главой семьи. Перед этой сценой с Джоном Луиза резко появляется и эффектно поет в ответ на неподобающее поведение детей. Это появление Луизы, как и танец Полины Шестаковой в спектакле «День рождения Смирновой», – для Полины Одинцовой шанс продемонстрировать свои данные. В этом плане интересна и сцена семейного обеда с супом, который, конечно же, приготовила мать. Перед тем, как семья сядет за стол, все исполняют «Аллилуйю». Во время обеда Луиза сидит рядом с мужем, корпусом подаваясь в его сторону, с кротостью и любовью смотря на него. Ведь он – глава семьи. Создается видимость счастливой семьи, которая постепенно рушится. Деревья, посаженные когда-то отцом Луизы, Джон велит вырубить, младший сын умирает от порока сердца, а сам дом оказывается в финале буквально разобранным по частям. И останутся все у «разбитого корыта».

В спектакле Камы Гинкаса «Где мой дом?» по пьесе Сергея Давыдова «Республика» Полина Одинцова играет Ярославу, такую же беженку, как Ольга (Виктория Верберг) и Данил (Илья Созыкин). Появляются герои внезапно – стучат в окно с холодной улицы, желая попасть в тепло и уют. Это становится метафорой дома и чужбины, герои хотят обрести дом в России, уехав из родного Таджикистана, который стал чужим местом. Ярослава первая преодолевает «границу», просовывая голову в форточку и открывая окно другим. У нее в руках пакеты, которые крепко прижимает к себе, боясь потерять то, что осталось от той прежней жизни. Еще у Ярославы чемодан, набитый гранатами, будто привезенными с жаркой родины. Потом эти гранаты окажутся рассыпаны по полу, как часть прежней жизни, которую не вернуть, а «человек с кистью, камнями и лопатой» (Руслан Рафаелов) их остервенело собирает этой самой лопатой. Но, несмотря на ненужность, отсутствие своего места в своей стране, Ярослава в исполнении Полины Одинцовой не отчаивается. В ее голосе нет злости, как у Ольги, или надрывных нот. Она говорит энергично, с радостью и даже каким-то восторгом, вспоминая свою родину и соотнося ее с холодной Россией. Улыбка постоянно на ее лице. Движения мелкие, застенчивые, но врывается героиня в свои монологи активно, словно ожидая, когда же договорит партнер по сцене. Ярослава – героиня робкая, но воодушевленная, готовая помочь соотечественникам. Она предлагает им спелый гранат, в финале помогает Ольге прочитать текст с листа, который та плохо видит без очков. В финальном монологе Ярославы на нее так падает свет, что ее лицо становится словно сошедшим с картин эпохи Возрождения – светлая кожа, тонкие черты, большие чуть слезящиеся глаза и легкая полуулыбка. В этом монологе у Ярославы слова, которые прекрасно характеризуют не только ее героиню, но и саму актрису: 

«а я говорю спасибо за все
и пусть будет так
и лишь бы не хуже
и в целом пойдет
привыкла
своя».

Всепрощение и самоотдача, которые читаются между строк, – то, что олицетворяет Полину Одинцову и ее героинь. Все они – натуры ранимые, робкие, осторожные, с пламенным сердцем внутри, горящим ради других.

Алина Сагачеева – студентка курса «Театроведение и драматургия» в Школе сценических искусств Константина Райкина.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.