01 Апрель, 2022

Повседневное дело

Анастасия Демидова

«Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы

Спектакль «Легасов: надо жить» Тульского академического театра драмы открывает проект «Жизнь замечательных туляков», посвященный нашим землякам, оставившим след в истории. Премьера состоялась 22 февраля 2022 года. Жанр спектакля обозначен как драма в одном действии, но его можно также назвать документальной повестью для театра. Постановка продолжает одну из репертуарных линий, в основе которой - пьесы современных авторов, и одновременно открывает новую тему – это первая история, в центре которой – реальный герой.

И если для театра это своего рода эксперимент, то для тульского драматурга Рагима Мусаева основа спектакля – продолжение серии произведений, основанных на подлинных событиях. Он же – автор пьес о знаменитых туляках следующих постановок проекта: о писателе, философе, ученом, ботанике Андрее Болотове и конструкторе-оружейнике Сергее Мосине. Для режиссера Анны Терёшиной это тоже первый опыт работы с такого рода пьесой, но постановка «Легасов: надо жить» продолжает режиссерскую тему о человеке, столкнувшемся с непростыми обстоятельствами и вынужденном сделать выбор: сдаться или остаться верным себе.

Этот спектакль - посвящение Валерию Алексеевичу Легасову, учёному с мировым именем, химику-неорганику, члену правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Все художественные решения спектакля идут поверх документальной истории, которая здесь первостепенна. В целом, спектакль создан с социально-просветительской целью: даже в родном городе Туле далеко не все знают, кто такой Валерий Легасов, какой подвиг он совершил. А идея художественного вымысла, вплетенного в документальную историю, - показать героя не только ученым, но и живым Человеком с большой буквы; глубже раскрыть конфликт между политическим и моральным выбором.

В отличие от пьесы спектакль имеет обратную композицию и открывается монологом начальника смены ЧАЭС Бориса Баранова (Игорь Небольсин), где он обращается к уже погибшему к тому моменту Легасову. Фактически это своего рода эпилог, послесловие, вынесенное в начало. Дальнейшие события разворачиваются ретроспективно.

Основное действие происходит в 1986 году на международной конференции экспертов МАГАТЭ в Вене, где Валерий Легасов должен выступить с докладом о случившейся аварии. Журналисты набрасываются на ученого с провокационными вопросами, отвечая на которые он погружается в воспоминания: о прощании с женой, о посещении врача, о встрече с шахтерами-земляками, о принятии важнейших и труднейших решений и т.д. Для журналистов – это работа или поиск сенсации, а для Легасова – целая жизнь, полная противоречий, сложных выборов, где именно от него зависит судьба людей и стран.

И те, и другие явления разворачиваются в едином пространстве, сценография Ирины Блохиной остается неизменной. Стена-трансформер - то просто фон, то становится экраном, на который транслируются маленький город Припять с цветущей сиренью до аварии, Чернобыльская АЭС, люди в защитных костюмах, другие кадры. Музыка сопровождает действие и переключает атмосферу в соответствии с событиями: она – своеобразный переход от конференции (громкая, тревожная) к воспоминаниям (спокойная) и обратно (музыкальное оформление спектакля – Лариса Козлова). Свет также двойственен: во время доклада Легасов ярко освещен, при погружении в воспоминания на сцене – затемнение.

Журналисты вместе с появившимся чуть позже партработником выступают в роли откровенно отрицательных персонажей. Им противопоставлены сам Легасов и начальник смены Борис Баранов – еще одно значимое для истории действующее лицо: именно он вместе с двумя «толковыми парнями» совершил один из подвигов – с огромным риском для жизни предотвратил мощнейший взрыв, по сравнению с которым первая авария показалась бы «новогодней хлопушкой». Начальник смены то серьезен, то отшучивается, но в его образе мы также видим настоящего героя: он не отступил перед страхом смерти, искренне радуясь тому, что жизнь будет прожита не зря.

В заглавной роли – Вячеслав Федотов. Несмотря на историческое значение Валерия Легасова, это самый скромный персонаж. Ему, находящемуся в эпицентре катастрофы, приходится нелегко, он вынужден принимать решения, от которых зависит судьба будущего человечества, но честно и бесстрашно несет свой крест. Это простой, невыразительный человек в официальном костюме, в нём внешне нет ничего героического, однако, поражает портретное сходство с прототипом. Он умен, хладнокровен, решителен в разговоре с суровым партработником (Александру Барактари), для которого выполнение экономического плана важнее людей. В сцене объяснения противопоставление характеров этих действующих лиц еще контрастнее. Они располагаются друг напротив друга, время от времени меняясь местами. В отличие от эмоционального, размашисто жестикулирующего, совершающего резкие движения политика, Легасов большей частью статичен и спокоен.

Валерий борется с системой, ищет справедливости и правильных решений, так же мирно и твердо пытается защититься перед горсткой досужих журналистов, задающих неудобные вопросы, типа страшного: «А на смерть вам приходилось людей посылать?» И хотя дома у Валерия любящая жена, дети, внуки, он осознанно выбирает подвергать свою жизнь опасному облучению, спасая мир. Совершает подвиг так, словно это обычное, повседневное дело. Здесь есть сходство с советским фильмом «Девять дней одного года» (режиссер Михаил Ромм), где Дмитрий Гусев (Алексей Баталов), зная об опасности облучения, принимает участие в важном эксперименте. Только в фильме жертва во имя науки, а здесь – во имя будущего человечества.

Пронзительна сцена разговора академика с женой Маргаритой (Наталия Забарова). На декорации-стене в этот момент тени: окно, за которым деревья и птицы, а дома – жена в платье теплого оранжевого цвета, уют и идеально выглаженная одежда. Это нежное прощание, просьбы остаться и обещания ждать. Она от волнения сцепляет руки в замок, убеждает, в её глазах блестят слёзы. Крепкие объятия, касание лбами, одновременно любящий и тревожный взгляд. Здесь тот самый мир, во имя которого все жертвы.

Другими положительными и самоотверженными героями в спектакле предстают и тульские шахтеры Сергей и Коля (Дмитрий Чепушканов, Антон Архипов) – молодые парни, которые знают об опасности, но не отступают, живут здесь и сейчас с надеждой на спасённое будущее, радуясь встрече с земляком и с улыбкой спрашивая о повседневном: как найти столовую. Они олицетворяют 450 тульских шахтеров, отправившихся ликвидировать аварию на ЧАЭС.

Несколько раз на сцене появляется маленький Валера (Кирилл Сергеев, Роман Зорин) – он играет, убегая от папы. Папа (Сергей Сергеев) научил сынишку, что самое ужасное в темноте – собственный страх. «Просто включай свет и иди», - думаю, именно эти папины слова звучали у Валерия Алексеевича в голове каждый раз перед лицом опасности. И подтверждение этому - финальная сцена, встреча Валерия Алексеевича с собой в детстве. Важнейшие слова: «Надо жить!», звучащие рефреном весь спектакль и ставшие его лозунгом. Сейчас зрителям этот лозунг необходим, возможно, сильнее, чем когда-либо.

Фото Елены Кузнецовой и Натальи Луневой

Демидова Анастасия - театральный блогер, старший волонтер и руководитель дискуссионного клуба "Слово о театре" при Тульском театре драмы.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.