20 Март, 2023

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева

«Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

«Двое, но не двое» – такой формулой главный герой спектакля «Лис Peace», мальчик Питер, определяет невидимую связь между людьми, между живыми существами. Это и про дружбу, и про любовь, и про единение душ. Объясняет он это простым жестом: вот указательные пальцы на двух руках, правой и левой, – их два. А вот два пальца одной руки – их тоже два. И всё же эти двое – уже не двое…

Историю Питера и его лиса по имени Пис (в английском языке «peace» - это «мир») рассказывает актёр Иван Писоцкий (даже фамилией совпадает с именем своего героя). Он играет и других персонажей – животных и людей, встречаемых на пути. Несколько судеб, несколько жизней проносятся перед зрителями за три часа. В этот промежуток времени вмещается огромный путь от потери до обретения, от непонимания себя до осознания того, кто ты есть. Это притча. И исповедь тоже. Про внутреннюю войну, неизбывную тоску по своему месту, невыносимое желание обрести себя, свою суть, свою истину, собрать себя заново после подрыва на мине жизненных ошибок и потерь.

Никаких спецэффектов и трюков. Только театральный свет, видеопроекция, немного дыма. Из реквизита – походная палатка, рюкзак, игрушечные фигурки животных и солдатиков, стремянка, раскладывающаяся под разными углами и превращающаяся то в горы, то в нору, то в укрытие, то
в оружие. Всё это создаёт впечатление истории, рассказанной у костра, или дома в «шалаше», сложенном из подушек и одеял, – и поначалу кажется фантазией, сказкой. Одновременно близость актёра к зрителю, его непрерывный трёхчасовой диалог с глазу на глаз не оставляет места для сомнений, что всё это – рядом, по-настоящему и касается каждого. И война, показанная не в лоб, а знаками, с помощью видеопроекции, созданной мультимедиа художником Егором Лавровым, – ощущается как реальность, неотвратимость, постоянный фон.

Смотришь на знаки, а сознание само производит нужную работу – дописывает, представляет, осмысляет. Как луч проекции вырисовывает светом на поверхности сцены силуэты (бегущий лис, бегущий мальчик, бегущие солдаты), так актёр Иван Писоцкий каждым своим жестом, взглядом, словом высвечивает в зрителях забытые или запрятанные ощущения, переживания, мысли, – те, что охватывают, когда встаёшь на свой путь, когда оказываешься на своём месте.

Питер теряет самое дорогое. Отправляется на поиски друга. Ломает ногу. Попадает в безвыходную ситуацию, выйти из которой ему помогает пришедшая неожиданно помощь в лице
женщины, Волы. Она была на войне, невольно совершила убийство, и теперь не может простить себя за гибель другого (и одновременно за гибель собственной души).

Волу играет тот же Писоцкий. Из маленького мальчика, который в порыве отчаяния, от недетского чувства вины, бьёт себя кулаком по голове, как бы наказывая, он превращается в мрачную, грозную женщину с деревянной ногой, спрятавшуюся в лесной глуши, дёргающуюся поминутно от воспоминаний и от полученных когда-то физических травм.

Питер помогает ей собрать себя заново – разыгрывает её жизнь в виде спектакля с участием марионеток, созданных самой Волой. Он помогает женщине понять, что та безосновательно
заключила себя в тюрьму собственного прошлого, что она достойна идти дальше – другой, исцелившейся, освободившейся от чужой роли, в том качестве, в котором всегда хотела (до войны она мечтала учить детей). Получается спектакль в спектакле, ещё одна притча – сказание о птице, которая всё потеряла, все свои способности, но смогла возродиться. Создать эту целительную сказку Питеру косвенно помогла его мать, которая после своей смерти оставила сыну веру в то, что каждый, как бы ни было сложно, может возродиться, как Феникс, и начать сначала. Мать, которая говорила: «Даже если всё-всё плохо, мы всегда можем возродиться и начать заново».

Параллельно мы наблюдаем линию Лиса. Превращение в него происходит нехитрым способом – актёр натягивает оранжевые митенки или оранжевый капюшон. Но главное – в этот момент он становится по-детски непосредственным, чуть наивным. В этом образе он искренно удивляется тому, что, скорее, должно вызвать ужас, и яростно бросается на защиту того, что ему по- настоящему дорого – на защиту своих новых лесных друзей, которые становятся для него и новой семьёй тоже.

Все персонажи в лице Ивана Писоцкого проходят свой путь героя. На нём – и опасности, и неожиданная помощь, и научение той жизненной мудрости, которая выше страха, разочарований, обид, боли. Все они проходят свой путь по отдельности, но всё же – связаны, помогают друг другу идти там, где это, казалось бы, невозможно. История, показанная глазами разных персонажей, которые прошли сложный путь преодолений и препятствий, сходится в итоге в одной точке.

Любое человеческое лицо меняется – оживает, начинает светиться, если становится свидетелем высокого момента жизни, обострённых переживаний. Когда на сцене, в лице актёра, происходит не просто игра, но сложная душевная работа, движение духа, души, зал меняется – становится умнее, светлее, добрее. Так происходит и на спектакле «Лис Peace». Адресат здесь непростой: подростки – аудитория требовательная, чуткая к малейшей фальши и заискиванию. Обращение к
ним должно быть и обращением к себе тоже. Тогда что-то получится.

Иван Писоцкий здесь – актёр-друг, актёр-сообщник, товарищ для зрителя. Он с ним на одной волне – не ниже, не выше. Не боится неидеальности, не скрывает волнения, которое становится неотъемлемой частью образа. Это волнение не имеет ничего общего с неумением совладать со своими чувствами. Напротив – это способность довести до предела всё многообразие
переживаний, осмыслить их, оформить в зримый образ. Облечь в ясную, доступную, понятную форму, встреча с которой заставляет душу проснуться, начать искать ответы на то, что долго скрывал, замалчивал, от чего отворачивался.

Возможно, это надуманное предположение, но кажется, что, пересобирая личности своих персонажей – Питера, Волы, Лиса, – он пересобирает и свою судьбу, свою личность тоже. Его
внутреннее состояние, наполнение формирует зрительское впечатление, направляет его. И в этом – главное исцеляющее, терапевтическое воздействие спектакля. Его преобразующая идея меняет состав воздуха в зрительном зале, его плотность, заставляет услышать время, которого остаётся всё меньше до момента, когда придётся отвечать за свои поступки – совершённые и не случившиеся.

Вспомнилось вдруг: «Главное в этой жизни – найти своих и успокоиться». Это фраза героя Сергея Маковецкого в фильме «Мне не больно». Применительно к спектаклю «Лис Peace» вспоминать Алексея Балабанова, на первый взгляд, кажется не к месту. Уж слишком разные по эстетике и духу. С другой стороны – он же, Балабанов, его творчество, – тоже, отчасти, про внутреннюю войну, про борьбу с собой и обстоятельствами. И тогда вопрос: как найти, сберечь и не потерять своих? Силой духа. Любовью. Не той, что основана на эмоциях, – грош им цена в моменты реальной угрозы и кризиса. Но любовью, основанной на вере в то, что двое – это не двое, не два раздельных существа. Двое могут быть единым целым, если каждый стремится навстречу другому и всем существом остаётся с ним, за него, даже если разлука, даже если ошибки, непонимание, трудности, даже если отбросило далеко друг от друга.

Об этом можно написать, можно сказать – и оказаться неуслышанным в назидательности и высокомерии. А можно прожить самому и предложить присоединиться к этому процессу – ощутить, как хрупка жизнь и как сильны могут быть самые слабые и незащищённые – все мы, каждый из нас. Иван Писоцкий с Юлией Каландаришвили и всей командой «Театрального проекта 27» делают это – проживают и ненавязчиво приглашают стать соучастниками этого переживания, осмысление которого очень важно. Всегда, даже когда связи между людьми распадаются.

Екатерина Сырцева окончила факультет журналистики, затем магистратуру по истории в Южно-Уральском университете. Работала пресс-секретарём и редактором сайта ЮУрГУ, корреспондентом и обозревателем газеты правительства и законодательного собрания Челябинской области «Южноуральская панорама». Сотрудничает с изданиями «Собака»,
«Страстной бульвар, 10». С 2016 года участвует в семинарах театральных критиков под руководством Ирины Холмогоровой, организованных Союзом театральных деятелей РФ. Принимала участие во Всероссийском семинаре по работе со зрителями, организованном Российским академическим молодёжным театром (Москва), в форуме театральных менеджеров «Место действия» (Санкт-Петербург).

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.