26 Январь, 2022

Перегоревшая лампочка

«С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

«В жизни большой помогая парить,
Тянется, тянется нить от родного порога
Детства и юности нашей незримая нить».

Виктор Резников, Бумажный змей

В течение всей жизни человек периодически оказывается в ситуации выбора, когда, руководствуясь определёнными принципами или чувствами, человек принимает решение и действует. В такие моменты выясняется суть личности, в полной мере проявляется её духовное качество. Драматическое искусство призвано исследовать человека и говорить о нём правду. Поэтому театр показывает героя в тот именно поворотный момент его жизни, когда герой определяет, кто он и для чего он.

В пьесе Виктора Розова «С вечера до полудня» (1969) герои оказываются как раз в той ситуации, когда они узнают самих себя, проверяют свои чувства и свои принципы, совершают моральный выбор. В пьесе действуют семь персонажей: семья Жарковых – отец Андрей Трофимович, его дочь Нина, сын Ким и внук Альберт, и три их гостя – бывший однокурсник и возлюбленный Нины молодой учёный Лёва Груздев, друг Жаркова Егорьев и Алла, бывшая супруга Кима.

Действие пьесы происходит в квартире Жарковых. Режиссёр Иркутского драмтеатра Станислав Мальцев использовал для постановки камерную сцену, которая максимально расширена. Сценическое пространство расширено «за счёт» Москвы: с балкона на заднем плане виден живой пейзаж столицы, движение по автостраде, закат и восход. Действие сопровождают, как лейтмотив, голоса птиц и, время от времени, зверей, живущих по соседству в зоопарке. Декорация разделена на четыре комнаты, и – в этом состоит особенность этого спектакля – в определённые моменты действие мгновенно переходит из одной комнаты в другую, подобно тому, как это происходит в кино за счёт монтажа.

Семья Жарковых живёт дружно. Лейтмотивом спектакля звучит исполняемая всей семьёй песня «Ты ждёшь, Лизавета...», служащая символом семейного благоденствия. Но каждый из домочадцев имеет свои трудности, проблемы, вопросы, каждого что-то тяготит. Глава семьи Жарков прежде был признанным писателем, но с некоторых пор его карьера не ладится. Нина девять лет назад получила тяжёлую травму и, видимо, стала инвалидом, с тех пор её возлюбленный прекратил с ней отношения. Нину тяготит одиночество (несостоявшаяся личная жизнь), она мечтает о ребёнке. Ким в своё время подавал надежды в спорте, но не стал чемпионом, семь лет назад от него ушла жена, и теперь Ким боится, что она заберёт их единственного сына. Альберт, очевидно, тоскует по любимой матери. Все они понесли общую утрату: год назад умерла жена Жаркова. И вот к Жарковым приходят люди, которых они ждут и которые ставят каждого члена семьи в ситуацию выбора.

Жарков должен выяснить кардинальный вопрос: писатель он или нет? Иначе говоря, имеет ли смысл его работа? Нужны ли его сочинения, приносят ли они пользу кому-нибудь? Ответить на этот вопрос нелегко, ведь если Жарков не писатель, значит много лет он занимался напрасным трудом, обманывал и себя, и читателей. Чтобы отказаться от прочно укоренённых притязаний на своё место в литературе, признать свою профессиональную несостоятельность, герою требуются собственная сила воли (сила духа) и посторонняя помощь. Сжёгши все свои рукописи (подбросив кипы, как на погребальный костёр, в сжигаемый соседний деревянный дом, о котором Жарков жалеет в начале действия), герой освобождается от иллюзии, от чуждой ему роли, прекращает обманывать себя. Во время произнесения исповедального монолога Жарков (Николай Дубаков) заменяет перегоревшую лампочку – это красноречивая метафора его внутреннего обновления.

Нина по ходу действия высказывает ключевые для всей пьесы мысли: о семье, где хранится человеческое тепло, о том, что каждый на этой земле – подсудимый (иными словами, судья для каждого – совесть), о любви, настоящей, возвышающей человека, о том, что душевная боль и слёзы – признак живой души (к тому же, в разговоре Нина упоминает Бога, употребляет христианские образы). Она иронична, но не цинична. Она – идеалист, но не наивна. Мудрые слова актриса Екатерина Константинова, исполняющая роль Нины, произносит просто, без назидания.

Между тем Нина – не всеведающая святая, и встреча с долгожданным для неё гостем, Лёвой, помогает ей узнать про себя нечто новое. Сначала Нина, влекомая чувством и женской материнской природой к Лёве, готова пренебречь моралью (и идеей семьи), готова иметь ребёнка без отца. Но, попросив Лёву подарить ей ребёнка, она тут же останавливает себя, пресекает свой порыв. Неслучайно актриса не договаривает последнюю в данном монологе фразу до конца, обрывает себя на полуслове. Нина, вопреки ожиданию, не может исполнить свой помысел, не может переступить через некий барьер. Какой? Видимо, в этот момент в сознании женщины сработало, или, вернее, восстало, чувство собственного достоинства. Иначе говоря, гордость, которая выражается формулой: «Человека нельзя унижать» (Ф. Искандер).

Какова идеология Лёвы Груздева? Он не верит в настоящую, непреходящую любовь, считает, что за ненадобностью семья как общественный институт в скором будущем перестанет существовать. Лёва, «объясняя ситуацию» Альберту, высказывает своё кредо: нити, душевные привязанности нужно обрывать, чтобы беспрепятственно идти к своей цели. Что означает этот нигилизм? Кому свойственны такие взгляды? Подсказку даёт форма имени этого персонажа, отражающая его основную черту – инфантильность.
Опираясь на данные соцопроса, ставящие под сомнение идею единственной любви, Лёва предлагает Нине освободиться от причиняющей душевную боль нити. Но героиня выбирает любовь, даже если это чувство, будучи неразделённым, сопровождается страданием. Нина верит в настоящую, непреходящую любовь, которая делает человека человеком, понимая подчинение животной природе как деградацию человеческого рода.

Изменяется ли Лёва Груздев? В пьесе Розова, очевидно, изменяется: в финале герой сочувствует семье Жарковых (или себе?), плачет. И тем самым косвенно дискредитирует провозглашённые им идеи. В спектакле Мальцева вопрос остаётся открытым.

Свой выбор совершает Ким. Он всё время, пока один воспитывает сына, ограждает его от матери, оберегает свои, собственнические по сути, интересы, стремится владеть сыном безраздельно. И когда вдруг Алла действительно намерена забрать Альберта, Ким должен сделать выбор, или в пользу своих интересов или в пользу интересов сына и Аллы. Ким продолжает любить ушедшую от него Аллу, надеется на её возвращение. Но, появившись в полдень в доме Жарковых, Алла честно и откровенно объясняет Киму, что любила и любит его как друга, и что её второй выбор неизменен.

Отпуская Альберта с матерью, Ким причиняет себе боль, но сознательно приносит себя в жертву ради них. И ради будущего семьи, ведь именно от Альберта и его поколения будет зависеть, исполнится ли прогноз Лёвы, сохранится ли семья. Делая свой выбор, Ким действует согласно системе координат, где семья имеет большую ценность, чем личные чувства. Герой поступает честно. Прежде Алла называет честность Кима его крестом. И это сказано не ради красного словца. Это значит, что честность оплачивается страданиями.

Какова реакция Альберта на судьбоносные для него события? Действие, наиболее ярко отражающее его напряжённое душевное состояние (и знаменующее для героя ситуацию выбора, внутренний конфликт), Альберт совершает, когда в сердцах называет отца психом, отталкивает его и защищает портрет матери. В этом поступке проявляется любовь героя к матери, чувство, которое он дерзает проявлять и защищать, даже идя на конфликт с отцом (пусть и не в характерном для него состоянии). В то же время Альберт готов ради отца и семьи отказаться от предложенной матерью совместной поездки, т.е. готов отказаться от счастья. Совесть молодого человека диктует ему одно, а сердце требует другого.

Лёва и Алла, порознь, но оба, имея в виду будущее Альберта, высказывают, кажется, одну и ту же мысль о свободе выбора, об отрицательном значении свободы выбора для человека. Почему они называют эту свободу «проклятой»? Альберту необходимо выбирать между одинаково любимыми людьми (вернее, между матерью и семьёй) и, выбрав одного из них, второго он сделает несчастным и станет по отношению к нему виноватым, будет страдать. Алла однажды сделала свой выбор, обрела любовь, но не стала вполне счастливой, жизнь её была омрачена разлукой с любимым сыном. Ей тоже знакома душевная боль. Поэтому Алла, предлагая Киму решить за сына, освобождает Альберта от страдания. Алла оказывается не «акулой», не хищницей, но другом и по-своему заботливой матерью.

Другое, кажущееся парадоксальным, совпадение мнений обнаруживают Лёва, противник привязанностей, мешающих двигаться к своей цели, и Ким, противник «железных, целенаправленных» всадников: в финале эти антиподы оказываются солидарными в том, чтобы Альберт достиг своей цели и семья не была для него помехой. Но противоречия в решении Кима нет: главный принцип семьи – это забота о другом. Семья не мешает, а помогает человеку становиться и быть самим собой.
В финале Ким выигрывает нравственное соревнование: он побеждает в себе эгоистичные чувства ревности и родительского страха. Жарков и Нина одобряют решение Кима, и все вместе они отказываются от утешения, которое им приносит Альберт, – «луч света» в их не слишком радостной жизни. И Альберт получает урок: он видит и чувствует на себе практическое применение идеи любви и самоотверженности. Смысл этого события для Альберта созвучен словам известной песни Виктора Резникова: «Помни о тех, кто нас ждёт, о тех, кто нас создал, / Кто научил нас парить высоко-высоко».

Главная мысль пьесы Виктора Розова «С вечера до полудня» состоит, видимо, в том, что способность жертвовать личными интересами ради другого – это и есть признак настоящего человека. Самоотверженная любовь, утверждают и создатели спектакля, является одной из тех опорных нитей, помогающей оставаться на высоте человеческого достоинства.

Антон Лухнёв - филолог.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.