15 Май, 2023

Мир упаковки

Ирина Пекарская

«Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург)

В школьные годы зачитывалась Достоевским. С пространным сочинением про Мышкина, Аглаю, Настасью Филипповну и Рогожина и в университет поступала. Да для многих Настасья Филипповна в юные годы кумир, звезда. Кто в неё не был влюблён! Сильная, гордая; красотой её магической автор любуется - величавостью тигра в клетке.

В зрелом же состоянии читать «Идиота» труднее - намного серьёзнее всё воспринимается, романтика развеивается и остаются люди, которые не видят жизни впереди. Для них время остановилось на фактах прошлого или зафиксировалось на других людях - счастье зависит исключительно от каких-то внешних причин. И такое «фиксированное» существование вызывает ужас; тогда понимаешь, что идеи французского драматурга и философа Жана Ануя о прошлом, словно болотная жижа, не дающем идти вперёд, убивающем будущее, выросли из Достоевского.

В Петербурге спектакли по великому роману идут в нескольких театрах, интернет выдаёт в списке Театр на Васильевском (2013), театр «Мастерская» (2010), в «Левендале» (2019) и другие. Например. «Идиот. Финал» Искандера Сакаева - психологический проект, «психодраматическое расследование», в котором всего три героя: Мышкин, Рогожин и Настасья Филипповна. Спектакль вырастает как цветок в пустом чёрном пустом пространстве вокруг вопроса: кто виноват в гибели Н.Ф.Б.? Каково её личное участие в убийстве? Здесь героиня единовременно предстаёт в трёх лицах: Настя - девочка, Настасья Филипповна - взрослая женщина, какой мы видим её в романе - обе опасные, провоцирующие, и Настасья Филипповна - душа, более гармоничная, чем две первые. Между Мышкиным и Рогожиным постановщик ставит в финале знак равенства, меняя местами того, кто считался здоровым, с тем, кто заявлен больным. Это рассказ от первых лиц, история катастрофической встречи, соучастия в преступлении и тройной гибели в характерной для биомеханики динамике, в гротеске на грани шаманского камлания; через повторение ситуаций, текстов все участники, включая зрителей, оказываются как в медитативно-мистическом пространстве, вызывая атмосферу, дух романа. Герои «Идиота» в «Левендале» существуют вне времени, вне пространства и даже, вероятно, вне тел, проживая события бесконечно повторяющиеся в душе, как в страшном сне.

В постановке Шерешевского в «Приюте комедианта» тоже далеко не полный список персонажей, но они оказываются более реалистичными, чем в костюмных постановках - они наши современники. Что интересно, в «Левендале» и в «Приюте комедианта» спектакль начинается с одной и той же цитаты из финала романа: Мышкин приходит к Рогожину, и тот предлагает посмотреть на Настасью в тёмной комнате.

Постановка Шерешевского - сочинение, которое переносит зрителя в конкретное время. Герои вспоминают прошлое - 1990-е, сравнивают настоящее с «нулевыми». Это не «осовременивание» романа, это попытка перенести ситуацию в другое время и дать ответы на вопросы, поставленные классиком, сегодня. Кем был бы Мышкин сегодня? А генерал Епанчин? Кем должны быть Настасья Филипповна? А Ганя?

Князей здесь, естественно, нет. Лев Мышкин в исполнении тонкого, печального Ильи Деля - современный молодой человек, модный, стильный, в чёрной кожаной куртке-косухе, с серьгой в форме английской булавки и взъерошенными волосами. По слегка припанкованному «прикиду» понятно, что в Германии он не только в психушке лежал, очевидна нездешность по сравнению с остальными в следовании иной моде, в иной символике, ином типе элегантности - а она есть, как и внутренняя интеллигентность. Припадки у героя случаются своеобразные - он начинает читать стихи, переходя на крик (опознано, например, стихотворение Александра Дельфинова); выглядит это как способ выразить несогласие с происходящим, как реакция на нарушение «интимной зоны». Но главное в этом герое - внутренняя свобода. Он не пасует и не теряется перед провокацией; что в литературном прототипе можно было считать наивностью и святостью, здесь это скорее мудрость, понимание происходящего - для него будущее очевидно. Здесь он поэт и ему всё можно. 

Парфён Рогожин Антона Падерина - знакомый персонаж в трениках с лампасами, несколько неопрятный и слегка нетрезвый. Таких мы видим каждый день, утром выходя из подъезда. Он невоздержан, грубоват и не думает, что нарушает чьи-то границы. А вот такой я! Артист реалистичен настолько, что небрежность его героя в одежде, волосах, в произношении вызывает лёгкое чувство брезгливости. Тем не менее, Падерин и Дель составили отличный дуэт, когда можно понять дружбу между столь разными людьми.

Первая сцена существует в двух планах. На неосвещённой сцене приёмные родители Насти (здесь это супруги Епанчины) приходят в нечто вроде ритуального зала в морге. Только покойница ещё не прибрана, из-под простыни видна босая нога с биркой. Мышкин и Рогожин смотрят на Настасью с экрана. Что между ними? Эта смерть была ожидаема рано или поздно, поэтому нет осуждения. Другая мысль, которая может родиться - это встреча со смертью ещё очень молодых людей, с уходом ровесницы, молодой девушки, любимой, которая не могла быть ни с кем.

Спектакль создаёт реальность, в которой смешались сериал - отношения Гани и Насти на экране в этом жанре, их бытовые конфликты, провокационное поведение девушки при старающемся не замечать ничего мужчине; короткие тихие разговоры Рогожина и Мышкина крупным планом в «чёрном кубе» - артхаус и, конечно, театр. Театр цитирует и классику иного рода. Так, например, один эпизод на дне рождения Насти, где Аглая (Анна Саклакова) в очень красивом бежевом дизайнерском костюме, «хулигански» играет на пианино. Всплывает в памяти сцена из фильма «Курьер», где героиня Анастасии Немоляевой вместо ожидаемого исполнения «высокой классики» лупит по клавишам инструмента и выкрикивает грубую песню-шутку. Здесь тоже дети и родители теряют логику отношений, где оба поколения заигрались в своей жизни, но совершенно по-разному. И если вранье старшего поколения становится иллюзией жизни, то дети тоже не живут, играют, надевая шутовские недобрые провоцирующие маски, стараясь достучаться до родителей.

В спектакле регулярно упоминается Достоевский, цитируется и не только. Упоминания в разговорах автора оригинального «Идиота» делаются не просто так: они подчёркивают, что классик стал просто частью материального быта, способом продемонстрировать причастность к чему-то великому, даже если ты никогда не интересовался, что же сделало его великим - вариант «самоутверждения». Герои каламбурят: «А чем это вам «Достаевский» не угодил, ...хорошая доставка», притом сказано это так, что не сразу понятно, что речь не о писателе. Этот тот самый случай из «Гамлета»: королём затыкают бочку, он стал элементом быта и в то же время - маской, скрывающей отсутствие лица. Это важное высказывание о трансформации и реальном месте в обществе того, что в официальных лозунгах объявляют почти сакральным. Декорации подчёркивают - мы в мире фастфуда - всё по-быстрому, уже готово, продумано, упаковано; мучиться, что-то готовить, придумывать, заботиться не нужно. И Достоевский тоже в этом мире всего лишь упаковка. Всё просто и удобно, как одноразовая посуда. Но шаурма здесь не только символ быта по-быстрому, она также показывает отношения между героями: Рогожин готов буквально сожрать порцию Иволгина, затем самозабвенно, фетишистски целует ноги Насти, «поедая» его женщину. «Мир упаковки» диктует и старшее поколение - Епанчины, которые подготовили, спланировали - «упаковали» предложение руки и сердца как бы от Гани Настасье, даже купив за него подарок. Бери и пользуйся, всё готово.

Неожиданно более выпуклым и ярким персонажем, чем воспринимается в книге, оказался Ганя Иволгин в исполнении Александра Худякова. И пока все жалуются на что-то - болезнь, жестокую любовь, пережёвывают детские травмы, Ганя никому не навязывает свои проблемы, он всего лишь готов быть хорошим, если по отношению к нему будут вести себя подобающе. Но разве это не логично? У него, кажется, нет каких-то острых проблем, он просто хочет жить хорошо. Но и Ганя почти готов отказаться от своих меркантильных фантазий ради Аглаи. Гладкий, холёный, в принципе, с идеалами, совпадающими с идеалами Епанчиных-старших, он хотел бы бросить всё, но ему ж нужно наверняка; рисковать и потерять, ничего не приобретя - не его путь. Он несчастлив, но из молодёжи Ганя единственный, у кого есть мысли о будущем. На экране крупным планом виден умоляющий взгляд при равнодушном лице, при мимике, скрывающей боль. У Достоевского Ганя относится к категории обычных людей, которых не удовлетворяет их обычность. Для Александра Худякова в какой-то мере эта роль родственна роли Треплева (в Театре им. Малыщицкого) и, возможно, эти персонажи имеют неожиданное родство, только от Иволгина мы не ждём, что он породит шедевр, а ведь его мучает то же самое, что и чеховского Костю. Он ждёт счастья извне, ждёт вдохновения как у моря погоды. Иволгин Худякова за смехом порой скрывает истерику - когда приёмные родители Насти сообщают, как он будет свататься к их дочери. Ганя понимает гораздо больше, чем родители, смеётся над поступившим предложением, но и не отказывается - всё же предложение деловое, поступает с серьёзным материальным подкреплением. Смех двойственный. В его смехе и удивление возможности такого невероятного «контракта». За него всё решили - давай, сегодня же сватайся к Насте, зачем тянуть. И это нервный смешок - вот, как бы фортуна поворачивается лицом, да лааадно, не верю и счастья не чувствую! Любит-то он другую дочку, которую ему, скорее всего, никто никогда не отдаст. И он ведь сопротивляется предложению, он понимает, что это бесперспективная идея. Он умён, возможно, он здесь не хуже Мышкина понимает мир. Он готов с людьми вести себя по-людски, быть «удобным» для всего семейства, даже быть хорошим мужем. Другое дело, что если Настя не будет вести себя порядочно, он просто сбежит вместе со всеми деньгами. Как говорится, и он имеет право на своё небольшое счастье. И спрашивает: «Я подлец?» Ганя словно принимает окружающих людей такими, каковы они есть, и не старается никого переделывать или спасать. Их и спасать не потребуется, если каждый станет чуть более «удобным».

Родители Аглаи и Настасьи - психологически удивительно точные, сложные образы. Геннадий Алимпиев в роли Ивана Фёдоровича Епанчина самый что ни на есть «классический» глава семейства, эдакий домашний кумир, тиран, во многом дутый высокий статус которого жена старается сохранить, придумывая оправдания любым его деяниям или отказываясь верить в «клевету». Мама Елизавета Прокофьевна Епанчина в исполнении Татьяны Самариной живёт в своём иллюзорном мире, возможно, просто не веря, что дочка, приёмная, пусть и с проблемами в межличностных отношениях, сможет нарушить приличия радикально, «вынести сор из избы». Актриса настолько естественна в своей активности и неподражаемой женственности, обаянии, что о ней можно говорить долго и особо. Ей создан целый мир, объявляющий несуществующим и вредным, что идёт в разрез с его канонами. Традиции семьи, образ «дом - полная чаша» должны транслироваться, даже если это не соответствует действительности. Мира за пределами этого мифа для неё просто не существует; в любом случае, все отклонения нужно тем или иным способом привести к стандарту. Именно поэтому Епанчины привлекают «в семью» кажущегося более управляемым Ганю.

Настасья в исполнении харизматичной, нервной Татьяны Ишматовой оказывается знакомым типажом девушки с чертами мизантропа и деспота, когда психопатия воспринимается как крутизна. Сексуальность, красота, чёрные одеяния, бирка из морга в ухе вместо серьги, отсутствие уважения к людям, детские травмы и взрослые обиды как высшая ценность - образ создан цельный и в чём-то неожиданный. Она ранима и чувствительна, но, будем честны, эта девушка живёт только в своём внутреннем мире, вынося обиды за детские травмы на всех, кто её окружает. Кажущаяся цельность личности, глубина переживаний придают свой шарм и обаяние, но неслучайно неустойчивость психики герой Ильи Деля почувствовал практически с первого взгляда.

«Идиот» Петра Шерешевского - отдельное произведение по мотивам романа Достоевского, вариант интерпретации, кем были бы герои сегодня, вне рамок уже непонятных реалий XIX века. Такое транспонирование снимает романтический флёр не только с Настасьи Филипповны, но и с романа в целом, тем не менее, этот путь при постановке серьёзного психологического материала, вероятно, более продуктивен, чем попытки сделать красивую костюмную драму, где сюжет вынужденно опосредуется проблемой: «А что это значит для человека ХIХ века?» Наши зрители нередко говорят о желании видеть события на сцене «как при авторе». Тем не менее, те же театралы запоминают постановку как событие не за ретроэстетику, а когда находят ответы на свои личные вопросы. О чём «Идиот» в «Приюте комедианта»? Вероятно, о чуткости или отсутствии таковой в отношениях с близкими и о честности... перед самим собой.

Ирина Пекарская - театральный критик, член СТД РФ, завлит Камерного драматического театра «Левендаль» (Санкт-Петербург).

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.