03 Ноябрь, 2022

В одном наушнике

Лидия Фрицлер

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

Спектакль-грибница, альманах Бориса Павловича «Лес» разрастается по стране. В тюменском молодежном театральном центре «Космос» прошли показы под названием «Лес. Космос» — это шесть перформансов, так или иначе связанных с философией Владимира Бибихина. Сначала ребята собирались на ридинг-клубы,
читали труды философа, общались. Потом в свободной форме придумывали проекты: так получилось шесть небольших «Лесов». Их показывают в один вечер, зритель перемещается от одной локации к другой.

Зрители собираются на улице, около Текутьевского кладбища в центре Тюмени. Им приходит ссылка на чат-бот в Телеграме, где рассказывают о маршруте. Нужно прогуляться минут двадцать: сначала по Малыгина до Мельникайте (это довольно серая, промышленная часть города), затем по Мельникайте до Геологоразведчиков
(здесь движение более оживленное и деревьев больше), по Геологоразведчиков (совсем зеленой и уютной) до «Космоса». Пока идешь, тебе предлагают послушать аудиозапись: цитаты Владимира Бибихина сменяются рассуждениями нейросети на основе его текстов. Получается несколько сумбурное, но при этом вполне
осмысленное эссе об единстве и разобщенности, о жизни и смерти, о том, как лес — природа, все живое — дышит и меняет нас к лучшему. 

Создательницы предлагают оставить только один наушник, чтобы слышать, что говорит город. И
город откликается: на фразе о несчастных слышится горькое причитание женщины на автобусной остановке, на словах об единстве и автономности иду вдоль дома, где в разное время жили мы с мамой и бабушкой — такие близкие и такие далекие. Прогулка — способ остаться наедине с собой и с городом, взглянуть на привычные
улицы и дома иначе, прислушаться к звукам, фразам. Я иду по знакомой мне улице, знакомый мне голос в наушнике говорит о связи слов и понятий. Я всматриваюсь в деревья, думаю о том, как их корни разрастаются на много метров вниз и вширь.

«Лес. Отражение» (создатели Алла Коротаева и Оксана Сысоева) начинается с детского смеха. Женский голос говорит ребенку: «Ты хороший», «Я люблю тебя», и пока невидимый ребенок радуется, лепечет, смеется. Постепенно «градус» этих фраз меняется до: «Я тебя ненавижу», «Пошел вон», а смех переходит в слезы. Это
один из пластов перформанса. Другой — цитаты Бибихина о детстве, о том, как ребенок воспринимает язык и чувствует мир, это также аудиозапись. Третий пласт — видеоряд, на котором сначала зрители видят маленьких детей: плачущих, смеющихся, весело шагающих по улице с книжкой на голове, словом, разных, но одинаковых в своей непосредственности, естественности. Эта непосредственность дает перформансу толчок для развития. Видеоряд сменяется: теперь там мелькают большие города, потоки машин, огни. Текст Бибихина тоже меняет направление — теперь речь идет об опьянении, об экстазе. Эти понятия тесно связаны с лесом, мистериальностью леса и природы: «Лес тогда и пожар, огонь страсти. Когда Аристотель называл первовещество лесом, он имел перед глазами этот лес», — написано у Бибихина.

Кажется, прослеживается следующая параллель: ребенок — естественное, неистовое начало, у него нет рамок, он — лес, «огонь страсти». Этот огонь страсти нельзя тушить ненавистью. Женский голос снова говорит: «Я люблю тебя», и лес отзывается заливистым смехом.

«Лес. Один» — проект Никиты Герасимова. В гримерке «Космоса» царит красноватый полумрак, на полу, в центре этой небольшой комнатки, лежит крупная ветвистая коряга. Звучит цитата Владимира Бибихина. Никита входит, снимает футболку с надписью «Победа» и начинает танцевать с этой корягой под звуки костра. Сначала кажется, что ведет он, но затем все больше и больше ощущаешь, что ведет дерево, лес, природа. Эти 7–10 минут движения наполнены драматургией, которая выражается через пластику: вот Никита ведет, а теперь ведет ветвь, он опирается на нее, как на костыль, затем она давит на перформера, заставляет согнуться. Этот медитативный танец основан на переносе центра тяжести, в какой-то момент перформер целиком опирается на ветвь, отрывает опорную ногу от земли, и слышится легкий хруст: но коряга не ломается. Все то время, пока Никита танцует, звучат этнические мотивы: низкие, не особо плавные, и слышится шум костра. Все это похоже на ритуал: если хочешь стать «лесным человеком» — проходи обряд инициации.

Следующая работа — «Лес. Галочка». Это диалог с Наилем Сагитовым, который расспрашивает зрителей, что те делают «для галочки», а потом показывает сделанную наспех («для галочки») презентацию. Здесь фигурирует «человек косматый», но это — лишь герой рассказа, друг Наиля. Рассказ затягивается, переходит в обсуждение дипломной работы автора, но если помнить о концепте «это все для галочки», то в целом, что бы ни сказал Наиль, все можно расценить как нечто уместное. В конце звучит считалочка: выбирают, подобно детям, кто
будет галить — галочка — Галочка, Галя, эта игра слов создает финал разговора. Все те вещи, о которых говорили зрители, — делать уборку, краситься, выходить замуж, встречать гостей, получать диплом — «для галочки» превращается в «для Галочки», для конкретного человека. Все эти, местами странные, местами смешные
дела и вещи — для тебя. Абсурдность, кажется, доведена до предела, экзистенциальный вопрос о смысле тех или иных действий стерт милой шуткой.

Следующий перформанс «Лес. Точка невозврата» — это игра с картами от «Уно». Получился интересный аттракцион, однако не обошлось без шероховатостей. В самом начале ведущая (она же создательница перформанса — Мадина Саткеева) прочла список «масок» и предложила придерживаться одной из них на протяжении
всей игры. Если у участника остается одна карта, и она не подходит для игры, то нужно выкрикнуть название своей маски. Однако эта сложная механика не прижилась на показе: может, зрителям было сложно воспринимать и запоминать названия масок. Два раунда по пять минут происходят в обычных правилах «Уно»:

каждому участнику выдается по 7 карт, он должен положить в центр карту, номинал или цвет которой совпадает с уже лежащей на столе картой. После раунда нужно подсчитать очки, которые у тебя остались: числа на красных и синих карточках нужно принять за отрицательные, на желтых и зеленых — за положительные. Сумму всех чисел отмечаем на бумажной шкале (небольшие шкалы приклеены на столе около каждого участника). Если число положительное — то все хорошо, если отрицательное — это, по словам создательницы, повод задуматься о своем моральном самочувствии. Можно сказать, что разгрузка в виде игры разбавила атмосферу, позволила ненадолго выйти из философии Бибихина.

Последняя работа — «Лес. Реинкарнация» Настасьи Кохан. Зритель наблюдает за операцией: перформерка в медицинской одежде оперирует дыню. Это же проецируется на экран, параллельно пищат приборы, отмеряющие жизнь «пациента». Девушка вырезает на дыне квадрат, аккуратно достает оттуда что-то красное, все обрабатывает, ставит дынную плоть на место, заклеивает лейкопластырем. Не получилось: протяжно пищит прибор, «пациент» не
выдерживает. Тогда перформерка мягко разрезает ее и достает семена. Она предлагает зрителям посадить эти семена в землю: чтобы жизнь, оставшаяся на столе хирурга, обрела себя заново. Выносят нарезанную дыню. Это похоже на какой-то ритуал: чтобы жизнь шла дальше, нужно съесть кусочек и посадить
семечко. Цикличность всего — удачная тема для завершения показов и для анонса второй сессии тюменского «Леса».

Получается следующая траектория движения: зритель идет от погружения в себя к познанию другого и «леса» — как бибихинского, так и абстрактного, личного «леса». Ценно, что нашлось место разным форматам, темам, юмору; что личное высказывание соседствует с текстом Владимира Бибихина, вдохновлено им, но не
перебивает его и не тонет в нем.

Лидия Фрицлер - магистрантка РГИСИ.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.