16 Февраль, 2021

Какая разница, к кому быть равнодушным?

Лара Бессмертная

«Свидетельские показания» Дмитрия Данилова, Никитинский театр, Воронеж, реж. Борис Алексеев

Никитинский театр – молодой частный коллектив из Воронежа, который существует пятый год, но уже успел заявить о себе и взять направление на развитие альтернативного театра. Воронежцы исследуют новые жанры, активно ставят современную драматургию, сотрудничают с московскими и петербургскими режиссерами. В 2019 году Никитинский театр одним из первых представил спектакль по новой пьесе Дмитрия Данилова «Свидетельские показания».

Переступая порог театра, зритель не догадывается, что уже стал частью спектакля. В фойе тут и там снуют актеры, кто-то из них задумчиво сидит у стенки, ни чем не отличаясь от пришедших на спектакль. На входе встречает улыбчивая девушка (Светлана Медведева), предлагая каждому флаер, который второпях можно принять за неумелую рекламу. Но девушка оказывается маникюрщицей, приманивающей новых клиентов, которая потом рутинно проследует на сцену, достанет инструменты и займет рабочее место. В толпе прибывающих зрителей отличается и молодой человек, ловко лавирующий между людьми и издалека вглядывающийся в лица. Это Максим Федотов, который одного за другим расспрашивает зрителей о музыкальных предпочтениях и записывает названия их любимых песен. Все это время двери в зал открыты, никаких звонков, оповещающих о начале спектакля, нет и не предвидится. Пока зрители занимают места, на сцене уже идет своя жизнь: за столом сидит офисный работник, вероятно, на высокой должности, копается в ноутбуке, листает книгу (Борис Алексеев), на полу разместилась странноватого вида художница (Татьяна Солошенко), где-то в углу сцены готовит оборудование и садится за звукорежиссерский пульт Максим Федотов. Подряд и, кажется, без разбора начинает звучать приглушенная музыка. Пять, десять, пятнадцать минут. Жизнь на сцене идет своим чередом. Появляются всё новые и новые люди, каждый из них либо полностью погружен в какое-то дело, как кружащие вокруг флип-чарта офисные работницы, либо увлеченно ничем не занимается, как парень со спортивной сумкой и скучающим взглядом, которого можно было видеть в фойе (Алексей Савин). Он неторопливо расхаживает по сцене, что-то дожевывает и пристраивается в глубине сцены. Наконец, свет гаснет, появляется и ползет по сцене яркий луч прожектора, то и дело высвечивающий чье-нибудь застывшее лицо – он и будет главным организатором действия.

Борис Алексеев поместил деперсонализированных героев пьесы Данилова в привычную для них бытовую среду. Вот они – неизвестные нам «М» и «Ж»: спешат, скучают, работают, сидят на маникюре, листают ленту или строчат новый пост в Facebook, в общем, создают знакомую всем нам будничную суету. Но кто все эти люди и что у них на уме остается тайной до тех пор, пока на них не остановится луч прожектора. Алексеев-режиссер будто стоит с увеличительным стеклом, склонившись над муравьиной фермой.

Интересно, что помимо основной труппы, в этом спектакле задействованы почти все остальные сотрудники Никитинского театра. У флип-чарта строит графики заместитель художественного руководителя Ирина Лукина, на офисном диване сидит нога-на ногу директор театра Ирина Алексеева, за столом в глубине сцены – заведующий хозяйственной частью Андрей Прохоренко, который сыграл отчима неизвестного нам главного героя. Сначала кажется, что все актеры существуют в ноль-позиции по отношению к тексту, отстраненно и даже монотонно произнося свои монологи. Но это представление быстро рушится, когда становится ясно, что у каждого героя есть какое-то превалирующее качество, влияющее на манеру исполнения, создающее характер. Ноль-позиция несовместима с таким подходом, но что же тогда стоит за таким отстранением? 

«Свидетельские показания» - пьеса, которая фиксирует подвешенное состояние современного общества: индивидуализация, разобщенность, потеря коммуникации. В скрытой фигуре главного героя нет парадокса, он обычный, такой же скучный тип, как и любой из нас. Парадокс заключается в самом обществе, в людях, которые окружали героя, появлялись и исчезали из его жизни. Фокус, конечно, не на герое, а именно на них.

Спектакль Бориса Алексеева сохраняет и обостряет тему, заданную автором. Режиссер вместе с артистами пытается разобраться в том, что не так с каждым из персонажей, находя в тексте спрятанные автором «маячки», свидетельства парадокса еще и внутреннего, места, где герои пробалтываются о самих себе. Таким образом, рождаются характеры: невротичный начальник, который боится, что ему прилетит «сверху», помешанная на деньгах литературный агент, странный священник-полубайкер, абсолютно потерянная художница-хиппи. Кажется, что кроме знакомства с главным героем, этих людей не связывает друг с другом ничего. Конкретный случай «выцепляет» их из бесконечного шумного потока жизни, и оказывается, что они продолжают существовать в одном и том же поле – тотальное равнодушие, неопределенность, скука, зацикленность на себе. Это состояние перманентно, оно, как бесконечно вращающаяся карусель, с которой невозможно слезть, раскручивается и уносит нас далеко за пределы сцены, зрительного зала и Никитинской улицы в Воронеже.

Игра с реальностью в спектакле происходит на нескольких уровнях. Довольно быстро зрители различают в аудиодорожке, которую запустил в начале спектакля Максим Федотов, свои любимые песни. Композиции не сочетаются ни по жанру, ни по эпохе, ни по стране исполнителя. Каждый раз «саундтрек» спектакля зависит от зрителей, которые пришли, песни идут в том порядке, в котором были названы в фойе. Это делает атмосферу каждого спектакля уникальной, по-своему дополняет монологи, позволяя им из раза в раз звучать иначе. Иногда воля случая приводит к удивительным сочетаниям. Борис Алексеев после спектакля говорит: «В театре всегда все сделано. Но что будет, если ворвется жизнь?» Заметно, как эту жизнь на сцену привносят привлеченные сотрудники театра. Нечеткость дикции, смешанные интонации – все то, что привычно называть непрофессионализмом, в этом случае насыщает персонажей каким-то необходимым кислородом. 

Когда приходит время прозвучать монологу умершего главного героя, руководящий луч света, но уже не от прожектора, а от фонарика в руках Бориса Алексеева, направляется в зал. Луч бродит по залу, в поисках «того самого». Алексеев светит в лица то одному, то другому зрителю, как бы спрашивая: «Может, это ты? Это не про тебя сейчас говорили?» В конце концов выбирает кого-то одного, дает ему в руки текст. Молодой человек начинает сбивчиво читать, заметно волнуясь. Конечно, ведь он пришел с девушкой. Его голос и, кажется, даже руки дрожат. Он путается в словах. Тем не менее, зрители внимательно слушают, а актеры ждут. В этот раз главный герой именно такой. «Я ничего не могу о нем сказать», - эхом повторяют герои один за другим. Ведь и правда, они ничего не знают об этом человеке из зала, ровным счетом ничего, как и о мужчине, о котором шла речь в спектакле.

Неудивительно, что в финале никто не выходит на поклон. Этот самый конец, как и начало, вообще определить довольно сложно. Постепенно, по какому-то своему внутреннему счетчику каждый герой покидает сцену. Зритель остается наедине с пустотой. Из зала никто не гонит. Кто-то постепенно начинает уходить, кто-то остается в креслах. Вместо поклона начинается обсуждение. Обсуждение на регулярной основе как часть спектакля – редкое и поэтому крайне любопытное явление. Зрителей остается немного, но кто-то, уже собравшись уйти, заглядывает в зал и тихонько просачивается на свободные места.

Быстро завязывается оживленный разговор, люди делятся впечатлениями, ощущениями, мыслями. Один мужчина признается: «Вначале у меня было чувство недоверия, не возникло какого-то подключения. А потом я увидел, что и у людей на сцене это есть. Равнодушие какое-то. И я стал думать, а что бы они сказали обо мне? Какая разница, к кому быть равнодушным?» Вот так главная идея спектакля раскрылась сама собой в живом движении мысли. В процессе обсуждения Борис Алексеев отвечает на вопросы и раскрывает всю технологию спектакля. В этот момент перед режиссером и артистами не стоит задача презентовать себя, завлечь зрителя или «научить людей смотреть спектакль», они создают возможность диалога, сиюминутной рефлексии, открывают зрителю новую модель взаимодействия. Театр, где тебя слушают, а ты можешь быть услышанным. Никитинский театр бурлит живой энергией и амбициями, его команда не боится исследовать границы театра, но, что более ценно, готова идти рука об руку со зрителем и развиваться вместе с ним.

Фото: Дмитрий Никулин, Диана Литвинова, Ольга Линдт

Лара Бессмертная - студентка второго курса театроведческого факультета Высшей школы сценических искусств К. Райкина направления "Театроведение и драматургия".

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.