26 Январь, 2021

Недетский сад

Екатерина Сырцева

«Горка» Алексея Житковского, реж. Иван Миневцев, Нижневартовский городской театр, Ханты-Мансийский автономный округ

Пьеса Алексея Житковского «Горка» впервые прозвучала на фестивале молодой драматургии «Любимовка» в 2018 году и тут же была подхвачена театрами страны. Её «популярность» объяснима – простая история о злоключениях воспитательницы детского сада рассказана почти как притча. Притча, предлагающая задуматься и о смысле жизни, и о предназначении, и о любви, которая может и должна возникнуть там, где её, кажется, быть не может.

Одна из наиболее удачных и интересных постановок «Горки» – спектакль Ивана Миневцева в Городском театре Нижневартовска (премьера - 15 ноября 2019 года, в сентябре 2020 спектакль показали в Москве на фестивале молодой режиссуры «АртМиграция»).

Образ, вынесенный в название пьесы и ставший центральным звеном её хронотопа, - обычная ледяная горка, какие строят зимой из снега для радости и веселья. Для Насти же, воспитательницы группы «Пчёлки», это чуть ли не проклятие. Строить ледяное чудо ей не с кем (родители заняты более насущными вопросами – подарками на новый год или отпуском за границей), а сделать это надо в срок, иначе – минус из пятнадцатитысячной зарплаты. А ещё утренник надо организовать – тоже, казалось бы, что приятней? Но только не в этот раз и не в этом детском саду.

Ольга Горбатова, исполнительница роли Насти, играет молодую женщину, доведённую до высшей степени напряжения. Уже непонятно – то ли она ненавидит свою работу, то ли гиперответственно относится к ней и пытается что-то изменить в царящем вокруг хаосе. Настя всё время что-то преодолевает – равнодушие, непонимание, инерцию, холод, страх. В пьесе большая проблема маленького человека подана иронично и одновременно почти документально (с вставками переписки из родительского чата). В спектакле эта интонация подхватывается и гиперболизируется: детский сад превращается в недетский ад, заведующая становится грозным олицетворением карательных органов, работа воспитательницы – примером того, как современное российское общество взаимодействует с человеком посредством насилия, подавления и запугивания.

Монохромное цветовое решение декораций, бутафории, костюмов не обедняет сценическое воплощение пьесы. Напротив, обостряет ощущение скованности, скудости, страха. И, что интересно, одновременно считывается как символ чистоты, ясности, фатальности. Это мир без тепла и любви, где всё это, тем не менее, возможно. Мир насилия и давления, где главный смысл – остаться человеком и принять тех, кто тебя окружает.

Главным элементом сценографии режиссёр Иван Миневцев и художник Варвара Иваник делают полупрозрачную полиэтиленовую ширму, прикреплённую к колоснику, который то опускается, то поднимается. Таким образом мы видим то детей, играющих на полу, и ноги воспитателей, то только взрослых – сверху, по пояс. Смена точки обзора даёт возможность посмотреть на мир глазами ребёнка, который, ползая по полу, видит только часть взрослого мира. Когда ширма открывает взрослых, они видны лишь по пояс, и создаётся ощущение их беспомощности, «безногости». Они напоминают фигурки заседающих за длинным столом на какой-нибудь сцене условного актового зала (только стол не под красным кумачом или зеленым сукном, а под белым саваном). Находясь за ним, произнося речи, они бездейственны, скованны этой преградой. Конечно же, белая ширма – это ещё и снег. Снег материальный, зимний, от которого мёрзнут руки и лицо, и снег воображаемый как вечная мерзлота души, от которой цепенеет сердце.

Место, где работает Настя, – это, словно, и не сад вовсе, а фронт военных действий, «холодная война» за жизнь, где балом правит заведующая Зульфия Фаридовна. В исполнении Валентины Захарко взаимоотношения начальника и подчинённого доведены до абсурда. Нам показывают разрушительную сторону власти и тупой агрессии, чуждую человеческой душе.

Переломным становится момент, когда Настя оказывается один на один с чужим ребёнком, таджикским мальчиком Озодом (Владимир Ткаченко), которого по неизвестным причинам не забрали родители. Настя приводит его домой, ссорится из-за этого с сожителем Олегом (Сергей Лесков), который не принимает и не понимает её поступка. Да и Озод свою «спасительницу» как будто не понимает или делает вид. Для Насти же мальчик вдруг становится средоточием любви и смысла, этот маленький чужой ребёнок. Их внутренние взаимоотношения (вернее, Настина мечта о них) символично показаны в эпизоде, когда Озод передаёт плачущей Настей платок. Белый кусочек ткани сначала переходит из рук в руки всех детей группы, пока, наконец, не оказывается у адресата. Всё это – в замедленном темпе, под «Скорбящую матерь» Джованни Перголези. В этом – и юмор, и преувеличение, и снятие пафоса. Одновременно – и чистота, и свет, и, в конце концов, любовь. Или, по крайней мере, стремление к ней. В этом же ключе решён сон Насти, когда она грезит о том, что Озод – её сын. Мечта, облачённая в поэтический текст (он идёт субтитрами на фоне «Мадонны Кормящей» Рафаэля), далёкий от того языка, на котором общаются персонажи всё остальное время. Она дарит надежду – всё не так беспросветно, но остаётся всё же только мечтой.

Постепенно из позиции жертвы, из страдающей души, из роли почти страстотерпца Настя переходит в состояние примирения – прежде всего, с собой, затем – с миром. Она уходит от старой жизни и, как велит ей имя, воскресает для жизни новой. Здесь оказывается сильным и удачным образ бурого медведя, который приходит перед самым финалом, на колени к которому Настя забирается и засыпает как ребёнок. Медведь – животное дикое, но угрозой от него и не веет. Бурый, лохматый, безмолвный, немного смешной и ненастоящий – поначалу кажется, что это Настина погибель, олицетворение бездушной нечеловеческой системы. Но нет! Это не зверь и не система. Это тот, кто Настю защитит, обнимет и спасёт.

В спектакле этот эпизод заполняет тот временной «пробел», который остаётся в пьесе между моментом, когда Настя ночью разбивает стекло, пропадает под утро, а затем всё-таки появляется на детской площадке, где её уже ждут, чтобы строить горку. В спектакле медведь становится причиной настиного исчезновения, исцеления и возвращения. Он появляется как символ силы, внутренней силы и силы внешней, которая способна вести человека через самую непроглядную снежную мглу. Чтобы своего медведя обрести, Настя своими руками разорвала белый саван, который весь спектакль надвигался на неё, преграждал путь, то опускаясь, то поднимаясь. Это её трансформация, её процесс преодоления и выход за пределы своих убеждений и страхов. Ей удаётся разорвать свой личный плен, простить себя, принять свою силу, чтобы увидеть: всё не то, чем кажется, и те, кого мы считали источниками несчастий – наши учителя или друзья, а вся окружающая, непреодолимая инерция несправедливости и страх – не более чем идея, в которую мы поверили, забыв о главном.

С одной стороны, горка – это движение под откос, безнадёжное и неостановимое падение, застывший холод. Но конкретно в этой истории это то, что объединило разных людей, общая, скрепляющая цель, место, где вскоре зазвучит детский смех и начнётся движение жизни. Какую метафору выбрать – каждый решит сам. Вопрос, умерла ли Настя душой или, напротив, повинуясь значению своего имени, воскресла, как это происходит в спектакле, тоже решать каждому. А главное – каждому решать, как, для чего и с кем строить свою горку, за что и с кем сражаться, бояться или любить.

Екатерина Сырцева окончила факультет журналистики, затем магистратуру по истории в Южно-Уральском университете. Работала пресс-секретарём и редактором сайта ЮУрГУ, корреспондентом и обозревателем газеты правительства и законодательного собрания Челябинской области «Южноуральская панорама». Сотрудничает с изданиями «Собака», «Страстной бульвар, 10». С 2016 года участвует в семинарах театральных критиков под руководством Ирины Холмогоровой, организованных Союзом театральных деятелей РФ. Принимала участие во Всероссийском семинаре по работе со зрителями, организованном Российским академическим молодёжным театром (Москва), в форуме театральных менеджеров «Место действия» (Санкт-Петербург).

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.