13 Январь, 2021

Усидеть на троне

Александра Стрижевская

«Ричард 2020» по Уильяму Шекспиру, реж. Родион Барышев, Аппарат.театр, Москва

Аппарат.театр представил новый пластический спектакль «Ричард 2020». Сам театр, собственно, тоже новый. Он возник в пластической лаборатории режиссёра и хореографа Родиона Барышева в Gogol School. Лаборатории Gogol School проводит в течение года постоянно, приглашает разных мастеров - актеров и режиссеров Гоголь-центра, Театра наций, МХТ им. Чехова, Центра им. Мейерхольда и других ведущих театров Москвы.

Продолжительность обучения для артистов составляет три месяца и, оказывается, за три месяца может возникнуть новый театр. Родион Барышев, набиравший лабораторию прошлой зимой, занимался с артистами хореографией и пластическими этюдами. Первым спектаклем театра стала работа «Приглашение на казнь» по роману Владимира Набокова, который удалось удачно решить в формате пластического театра. В основу нового спектакля легла одна из ранних пьес Шекспира «Ричард III».

Режиссёр определяет спектакль как пластическую лекцию о природе власти. Зрители и в самом деле слышат небольшую историческую лекцию – спектакль сопровождает один из преподавателей МГУ, который время от времени комментирует события на сцене. Впрочем, комментарии, хоть и украшают спектакль, не нужны для понимания происходящего. Даже тот, кто никогда не брал в руки шекспировскую пьесу, поймёт последовательность событий, несмотря на то, что персонажи не говорят. Апелляция к аллегориям и ярким, порой пугающим, образам позволяет понять суть основных событий. Танец переходит в акробатический номер, а тот, в свою очередь, в театр теней, затем в пантомиму, и снова в танец. Шекспировский оригинал значительно переосмыслен и упрощен. Родион Барышев оставляет только основных персонажей и только центральные сцены, каждую из которых раскрывает с нового ракурса.

Зрителю точно надолго запомнится сцена, в которой Ричард, пробивающий себе дорогу к трону, соблазняет Леди Анну (Карина Кузьмина). В пьесе сцена происходит на похоронах её отца, которого он же и убил. У Шекспира Ричард убеждает Анну, что совершил убийство из любви к ней. Пылкие признания растапливают сердце вдовы, она покидает похороны, надев на палец кольцо убийцы.

Родион Барышев обостряет ситуацию. Теперь соблазнение происходит на похоронах мужа. Как тигрица защищает Анна своё право оплакать и похоронить тело супруга. Она противостоит Ричарду, не позволяет ему приблизиться. Зажатая в угол, Анна прыгает в гроб, который несут на плечах слуги, и заслоняет собой погибшего. Но Ричард и тут не отстаёт – он прыгает в гроб следом за ней, выбрасывает бездыханное тело и принуждает Анну вступить с ним в связь. Мы видим женщину, полную ярости и любви, легкую и хрупкую, которая сопротивляется изо всех своих сил. 

Сам образ Ричарда в спектакле совсем иной. Это вовсе не сгорбленный злодей, каким он представлен у Шекспира. Он герой, умный, красивый и полный сил мужчина (Алексей Арсеньев), но изуродован войной. Он не может пережить, что король так легко забыл потери войны, не может вынести шабаша победы. Ужасается тому, как веселятся и пируют придворные, как выбрасываются и затаптываются кости погибших солдат. И в то же время он не знает, как жить без войны. Ричард решает начать собственную войну - бороться с тиранией и самому занять трон. Ему предстоит совершить несколько убийств на пути к трону, но он убеждён, что в будущем искупит грехи своим разумным правлением. Увы, борьба с тиранией неизбежно ведёт к тирании.

Заняв трон, Ричард никак не может на нём устроиться. У трона попросту нет сидения, он состоит из голых металлических прутьев. И король вынужден вертеться, крутиться, менять позу. В конце концов, трон превращается в тюрьму, а правление – в заточение. Убитые души являются к нему и мучат, не давая насладиться правлением. 

В какой-то момент каждый зритель оказывается в полной власти тирана. Это очень интересный опыт, который не стоит описывать в статье, чтобы не портить эксперимент, участником которого становится каждый человек в зале.
Спектакль «Ричард 2020» напоминает головоломку. Все поздравляют Ричарда с коронацией, но тени убитых племянников выбрасывают пух и перья из подушек, которыми были задушены: Ричард и его подельники покрываются пухом. Король гуляет в саду, отдыхает на зелёной траве, и вот уже сам король покрывается травой. Розы опускают в кефир, и из красных они становятся белыми. Няня (Екатерина Устюгова) отводит малолетних наследников в зоопарк, где в одной из клеток с животными заточён их опальный дядя.

Череда образов, отточенные движения, чуть ли не цирковые трюки, клоунада делают спектакль завораживающе-зрелищным.

Александра Стрижевская родилась в Москве в 1989 году. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар драматургии В. Малягина). Учусь в магистратуре ВГИК (мастерская драматургии З. Кудри). Автор пьес и сценариев. Финалистка конкурсов "Любимовка", "Действующие лица", "Баденвайлер" и др. Сотрудничаю с театрами и с кино.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.