Усидеть на троне
Александра Стрижевская
«Ричард 2020» по Уильяму Шекспиру, реж. Родион Барышев, Аппарат.театр, Москва
Аппарат.театр представил новый пластический спектакль «Ричард 2020». Сам театр, собственно, тоже новый. Он возник в пластической лаборатории режиссёра и хореографа Родиона Барышева в Gogol School. Лаборатории Gogol School проводит в течение года постоянно, приглашает разных мастеров - актеров и режиссеров Гоголь-центра, Театра наций, МХТ им. Чехова, Центра им. Мейерхольда и других ведущих театров Москвы.
Продолжительность обучения для артистов составляет три месяца и, оказывается, за три месяца может возникнуть новый театр. Родион Барышев, набиравший лабораторию прошлой зимой, занимался с артистами хореографией и пластическими этюдами. Первым спектаклем театра стала работа «Приглашение на казнь» по роману Владимира Набокова, который удалось удачно решить в формате пластического театра. В основу нового спектакля легла одна из ранних пьес Шекспира «Ричард III».
Режиссёр определяет спектакль как пластическую лекцию о природе власти. Зрители и в самом деле слышат небольшую историческую лекцию – спектакль сопровождает один из преподавателей МГУ, который время от времени комментирует события на сцене. Впрочем, комментарии, хоть и украшают спектакль, не нужны для понимания происходящего. Даже тот, кто никогда не брал в руки шекспировскую пьесу, поймёт последовательность событий, несмотря на то, что персонажи не говорят. Апелляция к аллегориям и ярким, порой пугающим, образам позволяет понять суть основных событий. Танец переходит в акробатический номер, а тот, в свою очередь, в театр теней, затем в пантомиму, и снова в танец. Шекспировский оригинал значительно переосмыслен и упрощен. Родион Барышев оставляет только основных персонажей и только центральные сцены, каждую из которых раскрывает с нового ракурса.
Зрителю точно надолго запомнится сцена, в которой Ричард, пробивающий себе дорогу к трону, соблазняет Леди Анну (Карина Кузьмина). В пьесе сцена происходит на похоронах её отца, которого он же и убил. У Шекспира Ричард убеждает Анну, что совершил убийство из любви к ней. Пылкие признания растапливают сердце вдовы, она покидает похороны, надев на палец кольцо убийцы.
Родион Барышев обостряет ситуацию. Теперь соблазнение происходит на похоронах мужа. Как тигрица защищает Анна своё право оплакать и похоронить тело супруга. Она противостоит Ричарду, не позволяет ему приблизиться. Зажатая в угол, Анна прыгает в гроб, который несут на плечах слуги, и заслоняет собой погибшего. Но Ричард и тут не отстаёт – он прыгает в гроб следом за ней, выбрасывает бездыханное тело и принуждает Анну вступить с ним в связь. Мы видим женщину, полную ярости и любви, легкую и хрупкую, которая сопротивляется изо всех своих сил.
Сам образ Ричарда в спектакле совсем иной. Это вовсе не сгорбленный злодей, каким он представлен у Шекспира. Он герой, умный, красивый и полный сил мужчина (Алексей Арсеньев), но изуродован войной. Он не может пережить, что король так легко забыл потери войны, не может вынести шабаша победы. Ужасается тому, как веселятся и пируют придворные, как выбрасываются и затаптываются кости погибших солдат. И в то же время он не знает, как жить без войны. Ричард решает начать собственную войну - бороться с тиранией и самому занять трон. Ему предстоит совершить несколько убийств на пути к трону, но он убеждён, что в будущем искупит грехи своим разумным правлением. Увы, борьба с тиранией неизбежно ведёт к тирании.
Заняв трон, Ричард никак не может на нём устроиться. У трона попросту нет сидения, он состоит из голых металлических прутьев. И король вынужден вертеться, крутиться, менять позу. В конце концов, трон превращается в тюрьму, а правление – в заточение. Убитые души являются к нему и мучат, не давая насладиться правлением.
В какой-то момент каждый зритель оказывается в полной власти тирана. Это очень интересный опыт, который не стоит описывать в статье, чтобы не портить эксперимент, участником которого становится каждый человек в зале.
Спектакль «Ричард 2020» напоминает головоломку. Все поздравляют Ричарда с коронацией, но тени убитых племянников выбрасывают пух и перья из подушек, которыми были задушены: Ричард и его подельники покрываются пухом. Король гуляет в саду, отдыхает на зелёной траве, и вот уже сам король покрывается травой. Розы опускают в кефир, и из красных они становятся белыми. Няня (Екатерина Устюгова) отводит малолетних наследников в зоопарк, где в одной из клеток с животными заточён их опальный дядя.
Череда образов, отточенные движения, чуть ли не цирковые трюки, клоунада делают спектакль завораживающе-зрелищным.
Александра Стрижевская родилась в Москве в 1989 году. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар драматургии В. Малягина). Учусь в магистратуре ВГИК (мастерская драматургии З. Кудри). Автор пьес и сценариев. Финалистка конкурсов "Любимовка", "Действующие лица", "Баденвайлер" и др. Сотрудничаю с театрами и с кино.