Добрые дела с Городничим
Ирина Винтерле
«Ревизор» Николая Гоголя, реж. Андрей Сидельников, театр «Суббота», Санкт-Петербург
К болезненным периодам отечественной истории театр обращается часто и закономерно: да, травмы необходимо проживать, переживать, осознавать, чтобы двигаться дальше. Причем иногда совсем не обязательно отправляться на столетие назад, в начало или в 30-е годы XX века. Зачем так далеко, когда очередной травматичный период отечественной истории перед глазами, хотя многие продолжают с большим комфортом в нем существовать?
Город N в спектакле Андрея Сидельникова в театре «Суббота» только на первый взгляд идет в ногу со временем: смартфоны, ноутбуки, шредер. А на самом деле город по-прежнему живет в 1990-х, потому что именно оттуда родом успех, деньги и хорошие должности Антона Антоновича и компании. Как и многих современных отечественных чиновников. В «Ревизоре» «Субботы» девяностые выглядят карикатурно и жутко одновременно, когда из «прорехи» Добчинский как бы случайно все время вытаскивает пистолет, а на корпоративе включают «Кабриолет» Любы Успенской. Пересечение времен оказывается вполне естественным: текст и сюжет Гоголя мало противоречат как сегодняшнему дню, так и сущности российской действительности тридцатилетней давности.
Жанр спектакля обозначен как пресс-конференция, традиционно она проходит на фоне пресс-вола: включишь канал «Россия 24» и с вероятностью 9 из 10 увидишь на экране аналогичную картинку. Только вместо логотипа партии или телеканала – носатый гоголевский профиль. Поводом собраться и поговорить, разумеется, стало «пренеприятное известие». Максим Крупский в роли Городничего – узнаваемый типаж, очень «конкретный» мужчина. Он кое-как втиснулся в костюм с галстуком, но видно, что любую проблему в своей жизни Городничий в первые минуты все еще инстинктивно готов решить кулаками. Понимание, что сейчас так уже не делается, приходит к нему с запозданием. Или, во всяком случае, не делается открыто. К XXI веку Антон Антонович приноравливается неумело – например, принимает участие в передаче «Добрые дела с Городничим», которую выпускают Бобчинский с Добчинским (Григорий Сергеенко и Иван Байкалов). Вроде бы телеведущие, а по факту – все те же «шестерки».
Но главная звезда пресс-конференции на тему Гоголя – Хлестаков (Владислав Демьяненко). Как и в случае с Городничим, здесь есть стопроцентное попадание в типаж: представьте себе, что Хлестаков – это все рыжие мальчики «Ералаша» разом. И еще немножко – Джин Уайлдер из мема «Ну давай, расскажи мне». Яркий, эксцентричный юноша, пожалуй, единственный, кто по-настоящему живет в современном мире, и дело даже не в том, сколько ему лет. Просто приспособленческие методы у него отличаются. Хлестаков, молодой мажор без тормозов, не умнее всех остальных, но сообразительнее. Его столкновение с чиновничьим аппаратом города N напоминает фольклорное противостояние «сильный vs хитрый». Медведь (которого привычнее видеть на таких синих пресс-волах, как в спектакле) против лисы. Побеждает тот, кто обведет вокруг пальца, тот, чье оружие – хитрость и чувство момента. Хлестаков вписывается в мир города N ровно так же, как его лейтмотив - песня Шнура «Москва, по ком звонят твои колокола» - в остальной саундтрек спектакля. Стилизация под поп-шансон 90-х, но им не является. Так и Хлестаков может играть по общим правилам – и наорать, и припугнуть, в конце концов, он поколенчески дитя девяностых. Но он уже другой, и устраиваться в жизни он привык иначе.
Все прочие герои – штрихи к портрету эпохи. Жена и дочь Городничего (Екатерина Рудакова и Валентина Лебедева) не отстают от трендов – обе стараются быть фитоняшами, без устали крутят тренажер, но и своего обе дамы не упустят. У добросовестного надворного советника Земляники (Владимир Шабельников), как у хорошего офисного работника, все доносы разложены по разноцветным папкам, и сведения о детях, кстати, тоже. Жители города N, как постоянные, так и приезжие, каждый на свой лад подтверждают: меняются способы, но не цели.
Постепенно пресс-конференция перерастает в разухабистое веселье с танцами на столах, коктейлями и запрещенными веществами. Из динамиков доносятся неубиваемые хиты прошлого: «Я уйду и не вернусь», классика дискотечного медляка «Дым сигарет с ментолом», саундтрек к «Бумеру» - как мост в 2000-е. И «Никого не жалко». Вот уж действительно – никого. И даже тот, кто, казалось бы, приходит восстановить справедливость, делает это ровно по тем же неизжитым законам. «Немая сцена» в спектакле «Субботы» действительно немая. Не придерешься.
Фото Михаила Григорьева.
Ирина Винтерле окончила аспирантуру филологического факультета Нижегородского университета (2013). Пишет о театре в формате блога, публиковалась в нижегородских изданиях.