Одна из вас
Полина Зонова
«Васса» М. Горького, Нижегородский ТЮЗ, реж. Илья Ротенберг
«Вассу» в Нижегородском театре юного зрителя должен был ставить Валерий Долинин, перенося на малую сцену спектакль, выпущенный им когда-то со студентами нижегородской консерватории, но в итоге в 2018 году поставил Илья Ротенберг (1980-2020). Он сделал другую «Вассу», отнесясь с пиететом к оставшимся после ухода из жизни Долинина наработкам.
В спектакле Ротенберга два плана: живой и видео-трансляция, которая с помощью двух камер выводится перекрестно на светлые стены. Видео оживляет комнату в доме Железновых, оформленной, тем не менее, в духе начала XX века. Крупный план актёров в трех проекциях создает бесконечное преломленное пространство, лишенное возможности собраться воедино. Оно отражает раскол семьи, и чем дальше будет двигаться действие, тем очевиднее будет раскол, а совмещение видеотрансляции и традиционной обстановки дома указывает на то, что история Вассы у Ильи Ротенберга – это история современной женщины.
Режиссёр действительно анатомирует современную реальность при помощи горьковского текста, высвечивая невероятную, страшную актуальность второй редакции пьесы на сегодняшний день.
Как ни странно, главная характеристика Вассы в спектакле Ротенберга - это слова «просто человеческая женщина». Образ владелицы торговых судов, стоящей во главе огромного дела, это не образ «генерала в юбке», ставший уже традиционным в русском театре. Васса Ирины Страховой, несомненно, когда-то давно была такой, железной, но сейчас, когда происходят события пьесы, она уже не та. Выпроводив из кабинета Мельникова, доложившего о ходе судебного дела, обойдясь с ним жестко, требовательно, она долго сидит, обхватив голову руками, неподвижно смотря в одну точку, собираясь с мыслями. Она гнется, но не ломается (хотя ноша уже не по ее плечам), олицетворяя собой множество «сильных поневоле женщин» современной России, которые тащат на себе всё.
Конфликт Вассы и Рашель (Дарья Андреева) из-за ребенка звучит более, чем современно: Васса не надеется на своих взрослых детей, она не может передать им дела. Наталья (Анна Бледникова) – современная обывательница с отсутствием моральных ценностей и жаждой наслаждений, слова которой «Зачем плодить несчастных?» - вполне вписываются в философию чайлд-фри. Люда Железнова (Анна Энская) – большой неприкаянный ребенок во взрослом мире: воплощение множества современных молодых людей, возраст которых стремится к тридцати. Ее гипертрофированная наивность не позволяет ей воспринимать слабость и смерть. Одна из самых страшных сцен в спектакле – это сцена, в которой Люда волочет по полу умирающую Вассу «пить чай».
Леонид Ремнев в роли капитана Железнова со свойственной мощью, в своей уникальной манере, предстаёт трагическим паяцем, понимающим неотвратимость собственной гибели. Прохор Храпов (Игорь Авров) - приживал, боящийся сестру скорее по инерции. Он мелочно противостоит ей, защищая свои мещанские интересы, с проницательностью стороннего наблюдателя посматривая на происходящее в доме. Прохор – главный возмутитель спокойствия. Он, как мальчишка, обижающий соседских девчонок, привлекает к себе внимание. Ответственный за скабрезные частушки, готовый «воткнуть сестре вилку в бок», обаятельный пройдоха, он не вызывает отвращения.
В финале Васса не уходит, не умирает за кулисами. Она падает в дверях комнаты, и на протяжении последней сцены, в которой Анна мечется по комнате в поисках денег, зритель видит только ее, Вассы, ноги в сапогах, лежащие в дверном проёме. Этой мизансценой режиссер вызывает в зрителе бытовое чувство бессилия и страха. Отсутствие четвертой стены становится камертоном человечности в смотрящем: захочется ли ему дернуться, остановить тех, кто не вызывает врача, а обчищает карманы хозяйки дома?
В следующей сцене, где члены семьи сбегаются на крик Анны, транслируемая на стены картинка распадается, делается похожей на изображение в калейдоскопе. Кажется, что на тело Вассы смотрят не только все обитатели ее дома, а десятки человек, как будто бы весь город пришел посмотреть, в самом ли деле она мертва.
Фото Георгия Ахадова
Полина Зонова окончила филологический факультет Нижегородского университета в 2014 году, ведет блог о театре, публикуется в городских изданиях. Участник проекта MaskBook- 2020, оказывала информационную поддержку Нижегородскому театральному фестивалю имени Горького.