27 Декабрь, 2020

За миг до гибели

Анна Кочергина

«Королева красоты» Мартина Макдонаха, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань, реж. Александр Беляев

Для частного астраханского театра «Периферия» «Королева красоты» стала второй премьерой этого непростого сезона. Дебютная пьеса «главного драматурга XXI века» поставлена по зрительским заявкам: именно её выбрали народным голосованием после онлайн-читок в период самоизоляции.

История, случившаяся в ирландском городке Линейн, близка и понятна жителям сегодняшней российской провинции. Здесь тоже «все всё друг про друга знают». Отсюда тоже «всё время кто-то уезжает» в поисках лучшей доли. В этом, наверное, и кроется секрет успеха Мартина Макдонаха: рассказывая о местечке Голуэй, он говорит обо всех местечковых проблемах сразу; описывая национальный ирландский характер, вскрывает природу любого национального характера.

У «Королевы красоты» поистине счастливейшая сценическая судьба: небывалый фурор на Бродвее, множество престижных театральных премий, бесчисленное количество постановок. Кажется, смотреть, как бытово играют этот почти классический текст, уже давно никому не интересно. Однако все два с лишним часа, бóльшую часть из которых артисты просто разговаривают, от спектакля «Периферии» невозможно оторваться. Режиссёр Александр Беляев сделал ставку на налаженный ансамбль, без которого даже самые талантливо прописанные диалоги превращаются в чтение в лицах. И оказалось, что виртуозная точность актёрской игры по-прежнему воздействует на зрителя ничуть не меньше, чем парадоксальная интерпретация, эффектная хореография и сложные интеллектуальные ребусы.

Описанный Макдонахом интерьер воспроизведён на сцене дотошно и скрупулёзно: раковина, плита, старое кресло, этажерка, набитая коробками с супом «Комплан», кашей и печеньем «Кимберли». На стене – католический крест, портреты братьев Кеннеди и традиционное ирландское благословение: «May you be in Heaven a full half hour before the Devil knows you're dead» («Дай вам Бог оказаться на небесах на целых полчаса раньше, чем дьявол узнает, что вы умерли»). Оно восходит к давнему поверью, что перед смертью дьявол приходит искушать человека. Чтобы избежать последней схватки со злом и сберечь свою душу, нужно хотя бы на долю секунды опередить лукавого. А уж о получасовой форе и вовсе можно только мечтать. 

Крошечная сцена Дома актёра, где играет свои спектакли «Периферия», лишена занавеса. У зрителя достаточно времени, чтобы внимательно всё рассмотреть, пропитаться этим убогим бытом, в декорациях которого разыграется одновременно чудовищная и комичная история. И вот, наконец, появляется Мэг Фолан с ночным горшком в руке. Актрису, которая значительно моложе своей героини, здесь совершенно не узнать. И дело даже не в костюме и гриме – Лидия Елисеева точно воплощает все особенности старческой мимики и пластики, ярко иллюстрирует симптомы подступающей деменции. То, что Мэг не просто капризная старуха, изводящая родную дочь, а больной человек, похоже ясно всем, кроме Морин (Екатерина Спирина). Она на полном серьёзе ведёт с матерью разговоры о национальной идентичности и втолковывает ей, как заваривать «Комплан» без комочков. За хроникой взаимной вражды Мэг и Морин время от времени внятно проступает искренняя теплота. В приступе тоски или внезапной нежности к матери Морин хватается за пояс на её кофте, как за пуповину, которую по какой-то причине вовремя не перерезали. В такие моменты «королеву красоты из Линейна» хочется обнять и приласкать как маленькую девочку. Вообще, в спектакле Беляева нет ни одного героя, к которому хоть раз не проникаешься сочувствием. Здесь жалко не только уставшую от одиночества и рутины Морин, но и Мэг, которая панически боится дома престарелых; взбалмошного Рэя, затаившего детскую обиду из-за отнятого десять лет назад мячика; застенчивого и неловкого Пато. Кстати, Рэя и Пато Дули играет один артист: Максим Симаков перевоплощается буквально до неузнаваемости так, что, несмотря на внешнее сходство «братьев», недоумеваешь, как Мэг может их путать.

Конечно, спектакль по пьесе автора знаменитых чёрных комедий не удался бы без юмора. Паузы, щедро прописанные драматургом, заполняются замечательными режиссёрскими и актёрскими находками. Вот Морин неуклюже пытается соблазнить Пато, но от нелепой позы у неё сводит ногу. Вот Пато заваривает кашу для Мэг прямо в её ночном горшке. Вот Рэй так увлечён просмотром сериала, что лезет чуть ли не на головы зрителям. От этих чудиков совсем не ожидаешь настоящей жестокости. До последнего кажется (и это характерная особенность Макдонаха, которую отмечают исследователи его творчества), что гуманизм победит и человек за секунду до непоправимого деяния всё-таки останется человеком. Мэг мешкает, прежде чем сжечь письмо Пато, адресованное Морин. Та, в свою очередь, долго думает перед тем, как поставить сковородку с маслом – будущее орудие пыток – на огонь. И когда трагедия всё-таки случается, это, кажется, поражает даже тех, кто знаком с сюжетом пьесы.

В финале Морин облачается в кофту Мэг и снова вертит в руках пояс. Пуповина, наконец, перерезана, но долгожданная свобода не приносит счастья. Женщина обречена доживать свой век так же, как её мать, сидя в старом кресле и слушая нескончаемую песню Делии Мёрфи. Удивительно, но такой печальный итог не рождает ощущения безысходности. Наоборот, хочется верить, что, в отличие от героев Макдонаха, мы сможем остановиться на краю пропасти и непременно успеем проскочить на небеса. Если не за полчаса до прихода дьявола, то хоть за миг.

Фото Петра Анисимова

Анна Кочергина – журналист, кандидат филологических наук. О театре пишет с 2016 года.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.