«Золотая Маска» Олега Шейнциса
Шейнцис Олег Аронович (2 января 1949 года, Одесса — 16 июля 2006 года, там же) — театральный художник и педагог, заслуженный деятель искусств, народный художник Российской Федерации (1997), лауреат Премии Ленинского комсомола, дважды лауреат Государственной премии России (1992, 2003), Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (1996, 1998), Московской театральной премии «Хрустальная Турандот» (1997, 2002).
ОЛЕГ ШЕЙНЦИС. НЕСКОЛЬКО СЛОВ
...Олег Шейнцис окончил Одесскую художественную школу и театрально-художественное училище. В 1970 году, идя по стопам архитектора-отца, начал работать архитектором, разрабатывая авторские проекты в Крыму. Позже работал скульптором в Одесском театре оперы и балета, затем переехал в Москву.
В 1977 году окончил постановочный факультет Школы-студии имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького (курс В. В. Шверубовича; дипломная работа — спектакль «Пятая колонна» Э. Хемингуэя, режиссер А. Б. Покровская).
С 1977 года — главный художник Первого Московского областного драматического театра. В этом же году впервые побывал в Московском театре имени Ленинского комсомола и познакомился с главным режиссёром театра Марком Захаровым, который без долгих переговоров предложил художнику сотрудничество и сразу поручил оформить спектакль «Жестокие игры» по пьесе А. Арбузова.
В 1980 году по приглашению Марка Захарова О. А. Шейнцис стал главным художником Московского театра имени Ленинского комсомола (в настоящее время — Московский государственный театр «Ленком»). Первой работой нового главного художника театра стала знаменитая «Юнона и Авось» А. Вознесенского и А. Рыбникова (1982). Успех постановки «Юнона и Авось», побившей в свое время все рекорды популярности, был сенсационным, спектакль стал визитной карточкой театра, а О. А. Шейнцис — одним из лучших сценографов России. Не менее знаменитым стал и ещё один оформленный им спектакль «Ленкома» — «Поминальная молитва» (1989). Всего же художником создано 18 «ленкомовских» спектаклей, 17 из них — в содружестве с Марком Захаровым...
«ЗОЛОТАЯ МАСКА»
Олег Шейнцис дважды избирался Секретарём Правления Союза театральных деятелей России, в качестве председателя возглавлял Комиссию СТД РФ по сценографии. Именно он, когда Секретариат Союза разрабатывал идею создания русского театрального Оскара, предложил создать приз — символ ежегодной российской театральной премии, получившей название «Золотая Маска», а затем в 1994 году разработал дизайн Памятного знака этой Премии — изящную, «венецианскую» маску.
Название «Золотая Маска» поначалу в том далеком 1994 году показалось учредителям Премии не очень удачным, но Олег Шейнцис сумел материализовать символ театральной премии просто, красиво и остроумно. Взяв за основу венецианскую маску, он придал ей сходство с двуглавым орлом. Символ российской державности органично вписался в символ европейского театра. Под красной шапочкой Арлекина (во лбу шапочки горит третий глаз — еще одна маска) разлетаются в стороны золоченые орлиные крылья. Нарядная, праздничная маска на темном, блестящем, как зеркало, фоне, взята в квадратную рамку.
Первые «Маски» были сделаны художником собственноручно. Чтобы успеть к Первому фестивалю «Золотая Маска», который в 1965 году представлял только премьерные спектакли московских театров, Шейнцис попросил помощи у ассистентов, и они вместе, быстро и с огромным удовольствием сделали первую партию. Но маски, пусть и отмеченные золотом, были для Шейнциса только знаком феерии, фантасмагорического мира театра.
Художник рассказывал: «Маска» родилась как «домашняя» городская, премия. Если бы мне тогда сказали, до каких масштабов она разрастется, не уверен, что взялся бы. Ну не пойду я оформлять парад на Красной площади при всем моем уважении к ней, А шесть лет назад мне хотелось, чтобы этот символ театра, «Золотая Маска», украшал жизнь моих талантливых друзей, доставлял им радость. А если у других друзей будет жгучее желание ее получить, возникнет здоровая конкуренция. Рождению «Маски» предшествовала жуткая депрессия в стране. Стимулом было желание порадовать театральных людей: они так редко получают подарки. Из театральной жизни начал уходить кураж, и, чтобы избавиться от ощущения ущербности, мы решили сами создать праздник. Я думал о завораживающем, опасном театральном лицедействе. О многослойности масок: срываешь одну — а там другая, за привлекательностью чарующих глаз — целая бездна. Очаровательные женщины на маскараде… Театр — это тайна. Маска — ее символ. Со страхом и придыханьем мы стараемся проникнуть в нее. Венецианский карнавал с венецианкой под маской — мой идеал театра. Маски Гойи и испанское искусство, придворные карнавалы и Кармен. Незнакомка Блока и весь «Мир искусства». Мастер и. Маргарита. Образ манящей и коварной женщины… Потом я побывал в Венеции, сделал «Женитьбу Фигаро», припомнил и «Принцессу Турандот».
Сам О. А. Шейнцис по решению Жюри Итогового Фестиваля-Конкурса Премии дважды получал «Золотую Маску» за сценографию спектакля Театра «Ленком» «Чайка» и спектакля Большого театра России «Любовь к трём апельсинам». С 1995 года обладание «Золотой Маской» — мечта многих и многих театральных деятелей России.
18 апреля 2014 года на Церемонии закрытия юбилейного Фестиваля «Золотая Маска» лучшим спектаклям сезона и их создателям — режиссерам, хореографам, дирижерам, художникам, актерам — в двадцатый раз будет вручен созданный Олегом Шейнцисом Памятный знак «Золотая Маска» — символ независимой театральной премии от профессионалов профессионалам.
По материалам
Андрей Гончаров http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=93
Текст интервью с Олегом Шейнцисом, автор В.Серикова
Текст статьи «Умер выдающийся художник Олег Шейнцис», автор А.Куприна
Текст статьи «Спешите делать добро!», автор
Текст интервью «Олег Шейнцис: «Художник — понятие философское. Мировоззренческое», автор Г.Демин
Текст статьи «В Одессе надо родиться, а в Москве — работать», автор В.Серикова
Текст интервью «Олег Шейнцис: «Уже 27 лет обмеряю сцену», автор Е.Курбанова
Текст интервью «Олег Шейнцис: Захаров шутит, что я не подарок. Но и он не подарок», автор Н.Колесова