18 Апрель, 2014

«Золотая Маска» Олега Шейнциса

Олег Шейнцис Шейнцис Олег Аронович (2 января 1949 года, Одесса — 16 июля 2006 года, там же) — театральный художник и педагог, заслуженный деятель искусств, народный художник Российской Федерации (1997), лауреат Премии Ленинского комсомола, дважды лауреат Государственной премии России (1992, 2003), Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (1996, 1998), Московской театральной премии «Хрустальная Турандот» (1997, 2002). 

ОЛЕГ ШЕЙНЦИС. НЕСКОЛЬКО СЛОВ

...Олег Шейнцис окончил Одесскую художественную школу и театрально-художественное училище. В 1970 году, идя по стопам архитектора-отца, начал работать архитектором, разрабатывая авторские проекты в Крыму. Позже работал скульптором в Одесском театре оперы и балета, затем переехал в Москву. 

В 1977 году окончил постановочный факультет Школы-студии имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького (курс В. В. Шверубовича; дипломная работа — спектакль «Пятая колонна» Э. Хемингуэя, режиссер А. Б. Покровская). 

С 1977 года — главный художник Первого Московского областного драматического театра. В этом же году впервые побывал в Московском театре имени Ленинского комсомола и познакомился с главным режиссёром театра Марком Захаровым, который без долгих переговоров предложил художнику сотрудничество и сразу поручил оформить спектакль «Жестокие игры» по пьесе А. Арбузова. 

В 1980 году по приглашению Марка Захарова О. А. Шейнцис стал главным художником Московского театра имени Ленинского комсомола (в настоящее время — Московский государственный театр «Ленком»). Первой работой нового главного художника театра стала знаменитая «Юнона и Авось» А. Вознесенского и А. Рыбникова (1982). Успех постановки «Юнона и Авось», побившей в свое время все рекорды популярности, был сенсационным, спектакль стал визитной карточкой театра, а О. А. Шейнцис — одним из лучших сценографов России. Не менее знаменитым стал и ещё один оформленный им спектакль «Ленкома» — «Поминальная молитва» (1989). Всего же художником создано 18 «ленкомовских» спектаклей, 17 из них — в содружестве с Марком Захаровым... 

«ЗОЛОТАЯ МАСКА»

Олег Шейнцис дважды избирался Секретарём Правления Союза театральных деятелей России, в качестве председателя возглавлял Комиссию СТД РФ по сценографии. Именно он, когда Секретариат Союза разрабатывал идею создания русского театрального Оскара, предложил создать приз — символ ежегодной российской театральной премии, получившей название «Золотая Маска», а затем в 1994 году разработал дизайн Памятного знака этой Премии — изящную, «венецианскую» маску. 

Название «Золотая Маска» поначалу в том далеком 1994 году показалось учредителям Премии не очень удачным, но Олег Шейнцис сумел материализовать символ театральной премии просто, красиво и остроумно. Взяв за основу венецианскую маску, он придал ей сходство с двуглавым орлом. Символ российской державности органично вписался в символ европейского театра. Под красной шапочкой Арлекина (во лбу шапочки горит третий глаз — еще одна маска) разлетаются в стороны золоченые орлиные крылья. Нарядная, праздничная маска на темном, блестящем, как зеркало, фоне, взята в квадратную рамку. 

Первые «Маски» были сделаны художником собственноручно. Чтобы успеть к Первому фестивалю «Золотая Маска», который в 1965 году представлял только премьерные спектакли московских театров, Шейнцис попросил помощи у ассистентов, и они вместе, быстро и с огромным удовольствием сделали первую партию. Но маски, пусть и отмеченные золотом, были для Шейнциса только знаком феерии, фантасмагорического мира театра. 

Художник рассказывал: «Маска» родилась как «домашняя» городская, премия. Если бы мне тогда сказали, до каких масштабов она разрастется, не уверен, что взялся бы. Ну не пойду я оформлять парад на Красной площади при всем моем уважении к ней, А шесть лет назад мне хотелось, чтобы этот символ театра, «Золотая Маска», украшал жизнь моих талантливых друзей, доставлял им радость. А если у других друзей будет жгучее желание ее получить, возникнет здоровая конкуренция. Рождению «Маски» предшествовала жуткая депрессия в стране. Стимулом было желание порадовать театральных людей: они так редко получают подарки. Из театральной жизни начал уходить кураж, и, чтобы избавиться от ощущения ущербности, мы решили сами создать праздник. Я думал о завораживающем, опасном театральном лицедействе. О многослойности масок: срываешь одну — а там другая, за привлекательностью чарующих глаз — целая бездна. Очаровательные женщины на маскараде… Театр — это тайна. Маска — ее символ. Со страхом и придыханьем мы стараемся проникнуть в нее. Венецианский карнавал с венецианкой под маской — мой идеал театра. Маски Гойи и испанское искусство, придворные карнавалы и Кармен. Незнакомка Блока и весь «Мир искусства». Мастер и. Маргарита. Образ манящей и коварной женщины… Потом я побывал в Венеции, сделал «Женитьбу Фигаро», припомнил и «Принцессу Турандот». 

Сам О. А. Шейнцис по решению Жюри Итогового Фестиваля-Конкурса Премии дважды получал «Золотую Маску» за сценографию спектакля Театра «Ленком» «Чайка» и спектакля Большого театра России «Любовь к трём апельсинам». С 1995 года обладание «Золотой Маской» — мечта многих и многих театральных деятелей России. 

18 апреля 2014 года на Церемонии закрытия юбилейного Фестиваля «Золотая Маска» лучшим спектаклям сезона и их создателям — режиссерам, хореографам, дирижерам, художникам, актерам — в двадцатый раз будет вручен созданный Олегом Шейнцисом Памятный знак «Золотая Маска» — символ независимой театральной премии от профессионалов профессионалам.

По материалам 

Андрей Гончаров http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=93

Текст интервью с Олегом Шейнцисом, автор В.Серикова

Текст статьи «Умер выдающийся художник Олег Шейнцис», автор А.Куприна

Текст статьи «Спешите делать добро!», автор

Текст интервью «Олег Шейнцис: «Художник — понятие философское. Мировоззренческое», автор Г.Демин

Текст статьи «В Одессе надо родиться, а в Москве — работать», автор В.Серикова

Текст интервью «Олег Шейнцис: «Уже 27 лет обмеряю сцену», автор Е.Курбанова

Текст интервью «Олег Шейнцис: Захаров шутит, что я не подарок. Но и он не подарок», автор Н.Колесова

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.