Модернизация фантастики
Степан Каменев
«По просторам Вселенной» по повести Кира Булычёва «Путешествие Алисы», Тверской ТЮЗ, реж. Евгений Зимин
В Тверском театре юного зрителя на показе премьеры «По просторам Вселенной» в середине сентября зрители смогли не только отгадать «тайну третьей планеты», но и погрузиться в красочное космическое шоу. В постановочной группе были известные художники, работающие со светом и видео, сценографы – Михаил Заиканов, Александр Рязанцев, Кирилл Пискунов. Такой феерии ТЮЗ ещё не видел.
Гостей театра перед началом основного действа встречает видеообращение бортпроводницы звездолёта. Девушка-голограмма напоминает о правилах поведения на борту межзвёздного корабля. И действительно теперь все зрители – одна команда «Пегаса».
Режиссёр Евгений Зимин – автор инсценировки повести «Путешествие Алисы». В героях его спектакля угадываются черты знакомых многим с детства персонажей мультфильма «Тайна третьей планеты». Неуклюжесть и острые уши Весельчака У, плащ и шляпа Крыса, интонации голоса Громозеки и т.д.
Но то, что радикально отличает постановку Тверского ТЮЗа от советского мультипликационного фильма – это использование новейших технологий. Когда корабль главных героев совершал гиперпрыжок в межзвёздном пространстве, я на какую-то долю секунды почувствовал себя героем фильма «Звёздный войны». Действительно видеопроекции, которые создают четыре проектора, создают для публики эффект стремительного полёта, когда мимо проносятся космические тела. Авторская музыка Василия Тонковидова добавляла действию размах фильма «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Планета с розовыми, забавными, пищащими таможенниками, судя по проекциям, и вовсе какая-то вариация на тему «Бегущего по лезвию». Модульная декорация в центре сцены превращается то в этажи большого экспедиционного корабля, то в антураж планеты, то в базу злодеев. Мы видим также прозрачные мониторы с подсветкой, экраны, где появляются видеовставки, разъясняющие и дополняющие действие. Внимание к деталям проявляется и в том, что на руке у одного из артистов вполне себе современные «умные» часы. На планете Железяка у героев космошлемы, словно из картины Ридли Скотта.
Спектакль густонаселён, в нём заняты двадцать артистов, есть несколько составов. Центральную роль играют Инна Волкова и Ангелина Аладова. В исполнении Ангелины Алиса Селезнёва получилась весьма рассудительной, в любой ситуации героиня сначала размышляет, потом действует, но действует незамедлительно. Будь то ловля животных, разбежавшихся по кораблю, или использование в нужный момент маски-невидимки.
В паре с ней играет Андрей Иванов. Он перевоплотился в профессора Селезнёва. Актёр смягчил свою темпераментность и добавил столь уместные в этом случае суетливость и смущение. Андрей Вячеславович, подбирая ключ к этой роли, выстроил образ несколько ворчливого, но доброго интеллигента. Он готов пожурить свою дочь за «зайцев» на борту, но при этом доверяет её интуиции и умению находить выход из сложных ситуаций.
Костюмы в спектакле разнообразны, но не всегда вызывают ощущение доработанности. Как, например, с Громозекой – есть некая разрозненность элементов наряда. С другой стороны, положительные примеры тоже есть. Это и ушаны-таможенники, говорящие на забавном языке, и робот с планеты Железяка. Кстати, о роботе. Именно он – мотор всего действа. Появляясь во втором действии, «железная леди» в исполнении Дианы Бадагиевой становится генератором шуток. Начиная с манеры речи, напоминающей и навигатор, и известного голосового помощника, и заканчивая поцелуями, которые бьют током.
Степан Каменев - выпускник Тверского университета, журналист. О театре пишет с 2015 года. stepan_kamenev@mail.ru