Удушье
Ольга Школина
«АНТИгона дыши!» по Софоклу, опера для драматических актёров, Пермский Театр-Театр, реж. Роман Феодори, художник Даниил Ахмедов, либретто – Женя Беркович
Современные реалии таковы, что нам всё тяжелее дышать. Невозможность свободно вздохнуть касается не только проблем экологии или пандемии, но и политических событий. Спектакль «Антигона» объединяет все ключевые элементы настоящего: маски (противогазы), которые есть на сцене и которыми время от времени пользуются персонажи, диктатура и антиутопия.
Трагедия Софокла актуальна, и в постановке Романа Феодори она принимает какой-то общенациональный масштаб. Её мрачность обозначается с самого начала. Сцена строго обозначена кубом, серым пространством, где одновременно происходит народный бунт и находятся покои Креонта (Альберт Макаров). Строгая геометрия и цветовая гамма, работа актёров с собственным телом немного напомнили постановки Роберта Уилсона по Шекспиру. Символика куба не требует особых объяснений: он обозначает строгое закрытое пространство, которое не должно быть разрушено. Креонт всеми силами старается успокоить бунтующую толпу, которая требует от него еды, лекарств и нормальной жизни. Что интересно: толпа во время своих хоровых арий кашляет, обозначая невозможность спокойно дышать в постапокалиптическом мире. В то время, как Креонт имеет собственный кислородный баллон, который таскает за собой. Казалось бы, образ диктатора виден сразу: злой, сухой и жестокий человек. Который в назидание бросил труп своего племянника Полиника на съедение собакам и всячески препятствует его захоронению. Однако, здесь же раскрывается и другая сторона Креонта, человека взявшего в руки власть в полуразрушенном городе, не желавшего этого и не умеющего управлять городом.
Его жена Эвридика (Анна Сырчикова) утратила разум и как белая тень появляется на сцене с арией про племянников Полиника и Этиокла. Поразительный пронзительный голос актрисы передаёт тихое безумие Эвридики, которая находится как бы между двумя мирами: этим и потусторонним, где племянники, маленькие мальчики, ещё живы. Она не хочет принимать действительность – это заметно и в костюме Эвридики: это белоснежное длинное платье, в то время как у других героев грязно-серая и чёрная гамма в одежде.
Заглавная героиня Антигона (Кристина Баженова) всеми силами хочет лишь одного: погребения своего брата Полиника. Она готова пойти против дяди и закона, так как для неё её сестринский долг важнее. В отличие от неё сестра Исмена (Анна Огорельцева) - боязлива и смиренна, пытается спасти Антигону от неминуемой смерти. Если пересматривать эту ситуацию современным взглядом, то тут ярко показана борьба диктатора и оппозиции. Оппозиция в лице Антигоны, дошедшей до края и в итоге добровольно согласившейся отдать своё тело на растерзание толпе, символизирует жертвенность, которая порой бессмысленна, порой ужасна, но именно она должна пробуждать что-то в окружающих. В конце спектакля титры описывают судьбу Антигоны, её жениха Гемона, его матери Эвридики и самого Креонта, который на похоронах Этиокла понимает, что остался совсем один, и только темнота и мрак окружают его.
Спектакль удушающий не только своими отсылками к современности: можно вспомнить ситуацию в Хабаровске и в Беларуси, но и музыкальной темой, которая являет собой винегрет из различных хаотичных звуков технологического характера. Очень много железа, скрежета, неприятного есть в этой музыке.
Очень тяжело вставить эту постановку в ряд традиционных для Театра-Театра спектаклей. В большинстве своём это были красочные гротескные мюзиклы с зажигательной и запоминающейся музыкой. Музыку в этом спектакле не хочется запоминать, её не хочется напевать, она отзывается холодным эхом в душе. Наверное, именно этого и хотели добиться постановщики. Разруха в головах, в мире, и сцена, которая эта отражает. Спектакль актуален, даже слишком, но его мрачность перекрывает всё хорошее, что есть в нём. Возможно в эту палитру добавили слишком много чёрной краски, слишком много политики.
Фото Никиты Чунтомова.
Ольга Школина - филолог, магистрант филологического факультета СПБГУ, программа "Русская литература". Финалист конкурса эссе "Студенческий букер" (2015, 2017). Специализация: документальный театр, пьесы Елены Греминой.