28 Октябрь, 2020

Кроме шуток

Евгения Ноздрачёва

Спектакль «UP», лаборатория «40+», фестиваль «АртМиграция», Боярские палаты СТД РФ, Москва. Режиссёр Денис Азаров

В афише фестиваля «АртМиграция» вот уже третий год особенную строчку занимает спектакль лаборатории «40+». Этот проект СТД РФ собирает опытных актёров из разных городов России. Собранная труппа в течение двух недель готовит спектакль в совместном творчестве с молодым режиссёром. Все банальные слова и выражения, описывающие театральную лабораторию, вроде «обмен опытом», когда «все учатся у всех», несомненно уместны и для этого проекта. При этом нельзя не отметить уникальность «40+», которая заключается в организации полного цикла жизни постановки — от рождения замысла до представления готового спектакля зрителю в рамках крупного театрального фестиваля.

На «АртМиграции-2020» результатом лаборатории стал спектакль «Up». Режиссёр Денис Азаров придумал спектакль в жанре стендап. И это похоже на авантюру, легкомыслие и безрассудство. Смелость, риск оказались большой удачей спектакля «Up» и всей лаборатории в целом.

Дело в том, что отбор на лабораторию «40+» традиционно осуществляется через анкеты, которые едва ли гарантируют «хороший кастинг». Две недели для работы над спектаклем — невыносимо малый срок для несыгранной «труппы». Процесс создания спектакля «Up» в условиях лаборатории может напомнить какое-нибудь реалити-шоу из начала нулевых. Одиннадцать незнакомых ранее друг с другом людей находятся в почти замкнутом пространстве и следуют за развитием кем-то продуманного сценария. В этом же случае программа, по которой выращивался спектакль, подстраивалась под участников лаборатории актрисой и куратором лаборатории Ксенией Орловой, актёром и педагогом по стендапу Виталием Щанниковым. То есть спектакль буквально проявлялся из самих актёров, которые стали полноправными его авторами. Важно сказать, что стендап оказался приёмом, а смысловым наполнением стало исследование личности актёра в одиннадцати конкретных лицах. Для того, чтобы прийти к такому серьёзному результату, актёрам необходимо было проделать огромный путь к самим себе. Как выяснилось в процессе лаборатории, юмор — крайне откровенная, а потому невероятно сложная штука.

В скептических размышлениях, зачем же театру стендап, нетрудно прийти к выводу, что оформившуюся в самостоятельный жанр авторскую комедию драматическая сцена отыгрывает как реванш после смерти эстрады, из которой, по сути, стендап и оформился. Стендап в драматическом спектакле — в некотором смысле попытка восполнить упущенное.

Небольшой зал Боярских палат едва ли напоминает лондонский паб, нью-йоркский клуб или московский бар, но покатые кирпичные стены, условность зрительного зала и сценического пространства, располагают к тому, чтобы не впасть в излишне «театральное настроение», когда шуршание конфетного фантика становится катастрофой для любого отъявленного театрала. Тяжёлая бархатная штора-задник и атмосфера лофта — вот и весь антураж.

Первая героиня, подойдя к микрофонной стойке, всем своим видом продемонстрировала презрение к её высоте. Чуть позже в своём сольном монологе режиссёр и актриса Нина Лаврова (Старооскольский театр для детей и молодежи) рассказала о женской доле артистки «ниже метр-семидесяти» и о пути, когда нет главных ролей, в загадочный, почти мифический мир женской режиссуры.

Таких сольных монологов в спектакле одиннадцать. Умная умеренная режиссёра Дениса Азарова связала эти монологи в одну единую композицию. Полноценное знакомство с актёрами происходит в самом начале спектакля. После того, как микрофонной стойке удалось удержаться под уничтожающим взглядом Нины, к зрителям один за другим вышли все артисты спектакля, предъявляя залу свою большую ценность — собственные имена.

У актёров есть два профессиональных кошмарных сна: забыть текст и обнаружить себя на сцене голым. Забыть, как тебя зовут довольно сложно, но выйти без какого бы то ни было образа и медитативно произносить на разные лады и с разными интонациями собственное имя в течение нескольких минут, похоже на второй кошмар. Нет никакой возможности прикрыться, скорее наоборот: все одиннадцать актёров одновременно предъявляют залу самих себя — без образов и драматических масок, без «театральщины». Голоса, скандирующие имена, смешались в шум, в котором едва ли можно было разобрать хоть что-то. Простая и яркая, а потому пугающая и захватывающая метафора актёрской жизни.

Монологи в спектакле настолько же похожи между собой, насколько и различаются. Все они — про артистическую жизнь и жизнь вообще. Бенефис запросто может обеспечить мама и её подруги — из монолога актёра Алексея Худякова (Мурманский драматический театр); а если в театре всего два актёра «за 40» и при этом один талантливый, но алкоголик, то очень удобно быть вторым — монолог актёра и режиссёра Рината Исмаилова (руководитель молодёжной студии «Тишина закулисья» русского драматического театра им. Н. Погодина, Петропавловск, Казахстан). «Идеальная натурщица для мультипликатора», актриса и педагог Наталья Розанова (проект «Квартира. Разговоры», Санкт-Петербург) поделилась историей о том, как после триумфальной роли Герды в Красноярском ТЮЗе (номинация на премию «Золотая Маска» за лучшую женскую роль 2014 года), обрела собственного фаната-маньяка в виде женщины с помадой на зубах. Анна Балицкая (Воронежский ТЮЗ) остро-иронично поделилась буднями актрисы ТЮЗа, где после роли обезьяны Чичи, которую привязывают к бутафорской пальме, Анну вовсе не удивляет «экзотика» любого рода.

Про сочетание жизни «обычной» мамы и артистической натуры рассказала Светлана Крюкова-Трегуб (Ханты-Мансийский театр кукол). Артистам театра кукол сложно наблюдать за тем, как их собственные дети играют в куклы: «Где конфликт, а? А где характер?». Оксана Киреевская (Театр кукол «Гуливер», Курган) поделилась своим опытом многодетной мамы-кукольницы, у которой «всё бывало, всё случалось и ничего не бесит» и которая уходит в декрет, если ей не дают ролей, «чтобы было кого водить хотя бы в детский сад». О том, как непросто кукольнику воспринимать замечания режиссёра, обращённые к персонажу, а не к артисту, рассказал Денис Соколов (актёр, режиссёр, педагог, Санкт-Петербург): «Он разговаривает с тряпкой на палке. И потом мы с этой тряпкой разбираем всю биографию роли». Внимание в этом монологе уделено особенной публике — детям. Актёр буквально за минуту выстроил целый сторителлинг-спектакль о том, как стихийным наплывом на сцену трёх- и чытырёхлеток, жаждущих расправы над Волком, заканчивается кукольный спектакль.

Актёр и режиссёр Сергей Пацаль (Калининградский драматический театр) своим характерным монологом оставил залу звенящие и почти обвинительные риторические вопросы: почему работу актёров называют игрой, а игру футболистов — работой. Ярко прозвучал монолог актёра и режиссёра с «густым басом», который переслушивает собственные аудиосообщения, — Евгений Недокушев (Театр музыки, драмы и комедии, Новоуральск). Шутки о том, каково это — быть артистом с нетипично-актёрской фактурой в крошечном провинциальном городке, особенно полюбились залу.

Свободнее реагировать зрителям смехом на юмор, не сковываясь театральными предрассудками, помогло мудрое режиссёрское решение оставить «королеву массовки», которая способна «заменить собой минимум пять человек», — Василю Султанову (Димитровградский театр имени А.Н. Островского) — в зале. Смех — заразительная вещь, которая передаётся цепной реакцией. Как только Василя отозвалась на первые же шутки, зрители подключились к игре, в которой можно вовсе не сдерживаться в проявлении эмоций. Действительно, привычный широкой аудитории театр приучил к тишине в зале, к вдумчивому переживанию внутри себя, к строгой сдержанности и прочим “этикетным” барьерам для комедии, которая чахнет и рассыпается в пыль за секунды без живой реакции зала.

Важно отметить, что структура спектакля — не только прочитанные один за одним смешные монологи. Две тонко устроенные важные сцены, в которых каждый из актёров говорит о своей мечте (условная середина спектакля) и о своём страхе (финал спектакля) собирают и артистов, и зал воедино. Именно эти сцены выстраивают смысл спектакля: с помощью юмора можно попробовать трезво посмотреть на свою жизнь, страхи, сомнения, недовольства и в какой-то момент, шутя, приблизить мечту.

Евгения Ноздрачёва — студентка театроведческого факультета ГИТИСа, курс Алексея Бартошевича и Видаса Силюнаса.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.