29 Сентябрь, 2020

Три языка

Елена Жданова

«Пушечное мясо» Павла Пряжко, реж. Дмитрий Волкострелов, диджитал-премьера на онлайн-площадке берлинского Volksbuhne, продюсер Евгения Шерменева

На малиновом экране справа постепенно проступает изображение телефона. Телефон ведёт видеозапись. Таймер отсчитывает время. На телефоне мы видим девушку. Она сидит, сцепив руки, на красном фоне. Это Алина. Цифра искажает цвет, изображение сливается с фоном. Алина смотрит прямо в камеру. Потом встаёт – и вдруг будто кто-то наводит резкость. Мы различаем Алину: на ней тёмно-серое платье, волосы зачесаны назад, она пристально смотрит перед собой. Слева появляется другое изображение телефона. На экране, сцепив руки, сидит девушка в светло-сером платье на сером фоне. Это Марина. Манжеты рукавов ее платья ярко-малиновые, как и её колготки. Алина поворачивает голову направо, Марина поворачивает голову налево. Они смотрят в разные стороны.

Этот спектакль вырос из встречи режиссёра в 2015 году с актрисой Анной Чиповской, желавшей сыграть на сцене с подругами – Светланой Устиновой и Светланой Ходченковой. Волкострелов предложил Павлу Пряжко написать для трёх актрис. И через две недели появилась пьеса «Пушечное мясо». Артистки оказались заняты в других проектах, и текст надолго лёг в стол. Волкострелов вспомнил о нем, когда продюсер Евгения Шерменёва предложила ему спектакль в Риге. В работу включились Анта Айзупе, Инесе Пуджа и Яна Яцук – актрисы, которым, по словам Волкострелова, знакомо чувство быть для других «пушечным мясом».

- По-моему, прошлым летом мы ездили с Алёной Старостиной в Ригу, - рассказал режиссёр в одном из интервью, - мы сделали кастинг, отобрали актрис. В феврале мы летали в Ригу на несколько дней, у нас были совместные читки, три дня репетиций, и каждый день мы читали на разных языках эту пьесу. Немного поговорили о ней, поговорили о Паше, и дальше мы расстались, планируя приехать в двадцатых числах апреля, может быть, чуть раньше. У нас должно было быть чуть больше месяца на то, чтобы сделать спектакль в театре с улицы Гертрудес (Ģertrūdes ielas teātris), где, собственно говоря, и проходила съёмка, которую вы видели.

Алина – художница. В спектакле она говорит на латышском, реплики сопровождаются английскими субтитрами. Марина – куратор галереи, она разговаривает на английском, реплики идут без субтитров. Их общая подруга Оля говорит с лёгким акцентом на русском, её реплики переводятся на английский. Латышский – язык чувств, английский – язык современного искусства, русский – колониальный язык. Оля помогает Алине выставить её работы в картинной галерее. Девушки окружены штативами, осветителями, проводами, вдоль стен расставлены чистые ватманы. Все три девушки передвигаются по помещению с телефонами и, находясь в фокусе камеры, ведут непрерывную съемку.
Речь Алины, Марины и Оли в замкнутом пространстве звучит как брошенный в пруд камень, который без всплеска проваливается в илистую воду. Говоря о языке «Пушечного мяса» - искусственном и неправдоподобном, Волкострелов называет его поэтичным и связывает его свойства с тем, что Пряжко писал для трех известных актрис. Он изучил их биографии и реконструировал в языке их личности.

Актрисы передвигаются в ограниченном пространстве, общаются на искусственном языке, смотрят на окружающий мир через камеру телефона. Хрупкие связи в цифровом пространстве постоянно прерываются. Героини ощущают нехватку воздуха и по-разному реагируют на бесполезность любых действий.
Алина рисует картины, которые смущают Марину. «Картинами» служат белые ватманы. Алина берёт в руки пустой лист и, разглядывая его, рассказывает сюжет своей картины. В её описании переданы движение и открытость, которого сами герои лишены.

Марина от жары падает в обморок.
Оля борется с энтропией, шумно вдыхая и выдыхая воздух. Выдох звучит как перестук стекла, как рассыпающиеся осколки.
Цифровые технологии помогли режиссеру трансформировать плоскую проекцию физического мира в трёхмерную анимацию.

- У меня были другие идеи сценического решения, нежели те, которые вы увидели на видео, – продолжает рассказывать режиссёр, - Планировалась сложная рассадка зрителей, сцена должна была быть устроена в виде подиумов. Актрисы должны были ходить друг к другу с подиума на подиум. В голове была сложная конструкция. На самом деле, непонятно, сможем ли мы её осуществить, потому что у театра есть ряд ограничений по возможностям того, что они могут делать.

Волкострелов называет эту работу экспериментом в условиях двойной ситуации: когда появится живой спектакль, его можно будет увидеть в двух версиях. А появится он на сцене рижского театра Гертрудес и будет существовать в двух версиях – онлайн и офлайн.

Елена Жданова окончила факультет филологии и журналистики ИФИЯМ, выступает как театральный критик с 2018 года. Princess_38rus@inbox.ru

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.