19 Сентябрь, 2020

Вы еще не готовы

Лариса Малышева

«Репетиция. История(и) театра (I)», реж. Мило Рау, Международный институт политического убийства (Цюрих, Гент, Берлин), Национальный театр Валлонии-Брюсселя

Спектакль Мило Рау и его Международного института политического убийства показывали в 2019 году в Александринском театре на фестивале «N.E.T. – Новый европейский театр», но без участия самого режиссера. Въезд в Россию ему запрещен после спектакля 2013 года, посвященного делу Pussy Riot, продемонстрированного в Сахаровском центре.

Спектакль освещает историю убийства Ихсана Жафри — гея, проживавшего в бельгийском городе Льеж. Город — промышленный центр, где большая часть населения работала на местных заводах, закрытых как раз в преддверии этой истории. Бельгия —одна из первых стран, взявших курс на толерантность и признание прав сексуальных меньшинств, сталкивается с убийством, не мотивированным ничем, кроме пьяной претензии к брошенным словам. Вопиющее событие с точки зрения бельгийского общества, которое обнажает прямую зависимость между терпимостью и стабильностью в жизни. Событие, которое заставляет думать сразу практически, в частности, власти и социальные службы Бельгии. Казалось бы, чем эта история может быть полезна театру?

Не могу говорить за режиссера и европейское общество, в котором оптика зрительского восприятия отличается от российской, но, на мой взгляд, этот спектакль особенно важен русскому театру. Общество продолжает расширять круг табуированных тем и тем самым налагает все больше запретов на театр, из-за чего в последние годы он становится все более консервативным. Из-за этого может показаться, что у русского театра случилось биполярное расстройство и с аргументов из разряда «так не бывает в жизни» противники современного театрального искусства переходят к противоположным: «Это же театр, зачем тут эта чернуха/бытовуха».
Мило Рау создает историю, блуждая по границам театрального поля на ощупь, пытаясь понять, где театр кончается. Предупреждение об этом исследовании дается уже в названии спектакля. Используя разные методы создания поглощающего театрального пространства и обнажения его «постановочности», режиссер словно балансирует на ножке табурета. Ты как бы на земле и в воздухе. Мы в театре и не в театре, мы видим ткань повествования и одновременно наслаждаемся иллюзией реальности.

Создается это впечатление за счет совмещения реальной истории как материала и псевдообнаженности театрального полотна. Так, прямо на сцене проводится кастинг непрофессиональных артистов. С одной стороны, мы не знаем, что эти люди не актеры, с другой стороны, кастинг подстроен и там нет случайных людей или реплик, с третьей, это удочка на будущее (героев спрашивают, могли бы они раздеться на сцене или ударить женщину, и это им придется делать внутри спектакля).

Несмотря на подобные обманки, некоторые рецензенты особенно акцентируют внимание на эффекте документальности этого спектакля. Но, на мой взгляд, о документальности постановки в том смысле, в каком мы привыкли, — речи нет. Это все-таки не Театр.doc, где ничего не играется, где анализируются разносторонние документы как бы «здесь и сейчас». Мило Рау в общем-то и не называет свои работы документальными, он подчеркивает, что «перерабатывает» много текста. Его метод — это построение художественного спектакля вокруг реального события, с участием документов.

Я бы назвала этот эффект попыткой воспроизвести чувствование. Рау берет тему убийства, которых в день свершается тысячи, и актуализирует его, приближает к зрителю за счет воссоздания моментов реальности. И дело здесь не в декорациях, а в конкретных чувствах. Долго и с подробностями воспроизводя сцену избиения Ихсана, режиссер бросает нам реальное человеческое страдание прямо в лицо (оно мало театрально и поэтому выглядит на сцене гротескным и в чем-то убогим). Все с большим нарастанием напряжения мы наблюдаем за этим и пытаемся себя успокаивать тем, что это «не по-настоящему». Однако, этот защитный барьер в спектакле крайне хрупок, потому что тут многое принадлежит реальности.

Например, на сцену выкатывают реальный Фольксваген Поло (ровно такую машину, в которой жертву увезли), но бьют жертву не по-настоящему, это мы понимаем. По-настоящему засовывают в багажник, но не по-настоящему бьют. Затем герой решает помочиться на жертву, лежащую без сознания на земле. В этот момент зал замирает, ищет подтверждения тому, что это не по-настоящему. А затем этот же герой плюет на жертву снова реально. Такая непрекращающаяся перебивка не дает зрителю почувствовать себя спокойно, в безопасности. За счет этого размытия граней между реальностью и сценическим вымыслом режиссер выстраивает объем события, которое на бумаге может занять одну строку, а в сознании человека не зафиксироваться вовсе.

Оживив в нас чувства к человеку, которого мы не знали, Мило Рау выстраивает в спектакле линию личной ответственности каждого за происходящее вокруг насилие. Эта тема задается в первой части — кастинге, когда актера, пробующегося на роль Ихсана спрашивают, что самое радикальное он бы хотел сделать в театре? Актер отвечает, что это сцена из книги Важди Муавада, которая ломает представление о театре вообще. В центре сцены стоит стул и сверху спускается петля. Актер поясняет зрительному залу, что сейчас встанет на стул, наденет на шею веревку и толкнет его. Чтобы не задохнуться, он будет держать веревку руками секунд двадцать, во всяком случает так выходило на репетициях. Далее актер проделывает то, о чем только что заявил. И если никто из зрительного зала не поможет ему, то актер умрет.

Воспроизведением этой сцены заканчивается спектакль. Тут, конечно, Рау не стал рисковать, и зритель увидел только тот момент, когда актер надевает на шею петлю. Остальное уходит в затемнение. Эта незавершенность эпизода говорит и о том, что Рау напоследок подчеркивает свое недоверие к зрителю, мол, до конца не пойдем, вы еще не готовы.

Эта тема рассматривается и на примере очевидца, жителя Льежа, который выгуливал собаку в районе, где оставили тело жертвы. На протяжении спектакля актер, исполняющий его, несколько раз, повторяет одну и ту же фразу: "Я мог бы обнаружить это тело". В некотором смысле это вопрос о нашем внимании, о нашем подключении к миру. Точно так же, как в эпизоде с актером, готовым повеситься, где зрителю необходимо быть очень включенным, чувствительным, смелым, а также человеком с быстрой реакцией, нужно иметь внимательность к миру, чтобы не становится пассивным соучастником.

Так спектакль о конкретном акте насилия выходит на глобальный уровень. В убийствах проблематично найти какие-то зацепки, потому что, как правило, люди «ничего не видят». Люди не видят странности в поведнии других людей, не обращают внимание на агрессивных и пьяных, стараются не ввязываться в уже начавшиеся конфликты и драки, прикрываясь тем, что это «их личное дело».

Если каждый из нас считает себя личностью, наделенной своими особенностями, правами на самовыражение и любовь, то почему наши личности, когда дело касается беды, стараются примкнуть какой-то группе? Каждый сидящий в зале будет думать, что он часть группы, которая пришла посмотреть спектакль, а не участвовать в нем. Значит за происходящее на сцене несет ответственность кто-то другой. У них все под контролем, никто не умрет.
Вскрывая раз за разом швы повествования, ломая четвертую стену, этот спектакль задает себе вопрос о своей легитимности. Он рассказывает об убийстве человека, а этот процесс необратим в жизни. Герои художественных произведений (Макбет, Гамлет, etc), конечно, тоже умирают, но в реальности их не было, поэтому их бесконечные сценические реинкарнации не вызывают вопросов. Этот же спектакль построен на реальной истории убийства реального человека, и вне зависимости от того, как много раз или как хорошо они сыграют, Ихсан Жафри не воскреснет и не вернется к своей прежней жизни.

Трагичность этого понимания выражена в предпоследней части спектакля («Шестой акт»), где героиня читает стихотворение Виславы Шимборской. Поэтессу больше всего занимает в любой трагедии процесс воскрешения всех мертвецов, когда жертва за руку с губителем идет на поклон и все актеры переполнены жгучим желанием повторить это в следующий вечер. Уместна ли эта радость в конкретной постановке? Должны ли актеры радоваться тому, что они будут играть это завтра?

Ответ на этот этический вопрос дается в начале спектакля, когда со сцены рассказывают историю молодого музыканта, который жил напротив кладбища и выкапывал трупы, с которыми разговаривал. Отвечая на вопрос, зачем он это сделал, если мертвые не говорят, музыкант ответил, что они, возможно, могут слышать. Так и этот спектакль, стоящий на грани между театром и не театром, между адекватным и излишним, между иллюзией и суровой реалистичностью на самом деле представляет из себя молитву, обращенную к Ихсану Жафри, которую он, возможно, услышит.

Фотографии из архива фестиваля "N.E.T. - Новый европейский театр".

Лариса Малышева - студентка 3-го курса театроведческого факультета Высшей школы сценических искусство К. Райкина (курс Дмитрия Трубочкина), автор телеграмм-канала "Ларарала".

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.