04 Август, 2020

Смешные лекции о смерти

Софья Уфимцева

«Смерть на работе» Юкка Хютти, Pop-up театр (Россия) и фестиваль «Балтийский круг» (Финляндия), реж. Семен Александровский, сценограф Ксения Перетрухина

Думаю, многие почувствовали, как в заточении во время пандемии обострились те чувства, которые в обычной жизни спали, а в чём-то, наоборот, снизилась восприимчивость. Это новые габариты, к которым не сразу подстроишься. И от спектаклей тоже начинаешь ждать не того, что раньше, ценить другое, акценты расставлять иначе. «Смерть на работе» Семёна Александровского я смотрела именно в этом новом состоянии, другим взглядом.
Мы часто говорим о том, что современный театр проверяет границы, отменяет (или меняет) конвенции. Этот спектакль мне показался яркой иллюстрацией – здесь нет ничего «старого» вообще. Мы достигли деканонизации. Не прочитав интервью режиссера после просмотра, я бы и не узнала, что это документальный спектакль о тех четырёх людях, которые стоят на сцене, – это вполне мог быть вербатим с профессиональными актерами, это вполне могла быть театрализованная лекция Ted или Vert Dider. Современные люди (и поколение 20-летних в большой степени) так привыкли к самообразованию, к ежедневному поглощению лекций на онлайн-платформах, что это стало особым языком – который эти современные люди могут слышать и воспринимать. Может, именно на нём надо теперь говорить со сцены, чтобы быть услышанным?
Итак, перед нами четыре человека, работа которых так или иначе связана со смертью – отсюда название (а ведь сначала кажется, что спектакль будет про смерть от переработки). Одна из четверки – служащая похоронного агентства Сара Пааволайнен, по совместительству знаменитая финская актриса. Остальные никакого отношения к театру не имеют (кантор, священник, могильщик). Этих людей нашли специально для того, чтобы реализовать идею Александровского, из своих историй они вместе с драматургом (Юкка Хюде Хютти) и всей командой составили текст, который, кстати, продолжает меняться с каждым показом.
Осознание того, что истории реальны, само по себе открывает людей, сидящих в зале, вызывает доверие – этим и хорош документальный театр. «Я, ребята, вообще не умею рассказывать анекдоты, но наш режиссер Семён Александровский из России попросил, чтобы я рассказала этот...», «Раз уж мы заговорили о футболе, я вот подумала: сейчас мы находимся в театре, и в театре мы разыгрываем пьесу, играем». Это всё тоже про новую искренность и отказ от перевоплощения – думаю я, а потом узнаю, что никакого перевоплощения и не может быть, потому что актёры здесь равны персонажам. Это дополнительный шок и дополнительная порция доверия. Настоящий священник, который объясняет, почему отношение к богу (как и театр), чтобы быть живым, не может больше оставаться прежним.
«Во имя Матери, Любовника и Друга» – это новая формула, это актуализация того, что покрылось толстым слоем пыли, вытаскивание вечности из консервной банки. «Ну, потому что мы в театре, и тут можно играть». Играть словами? Придумывать мир, в котором не страшно жить? Настоящий священник, который устраивает панихиду по Глупости, а потом вместе с остальными её хоронит. Настоящий священник, первый обвенчавший гей-пару, рассуждающий об ответственности человека за судьбу мира, написавший три книги.
Нам здесь довольно трудно себе такое представить. В России тема несоответствия церкви закону Божию, логике порядочности и морали – очень больная, но об этом и Данте писал, это проблема общая, вечная и, кажется, нерешаемая. И я думаю, что какому-нибудь молодому человеку из зала, потерявшему опору, эта новая проповедь может вдруг оказаться нужна – именно потому, что это не проповедь в привычном понимании, в ней совсем нет насилия, даже атеист не чувствует здесь давления и скрытой агрессии. Это я даже не к тому, что спектакль решает социальные проблемы (хотя почему бы нет), а скорее к тому, что он является глотком чего-то свежего, важного, молодого, прямого и простого до наивности.
Спектакль держится на юморе – он ужасно смешной, не только на вербальном уровне (включая и общение с залом), но ещё и в оформлении Ксении Перетрухиной. Чёрный фон с мультяшными смертями-скелетами. Смерть, которая тащит стульчик и садится послушать о себе вместе со всеми. И разговор о ней – устами людей, которые каждый день встречаются с ней «по работе» – не циничный и не возвышенный, а дружеский.
Светильник, спускающийся в темноту, превращает сидящую за столом четверку в группу Queen из клипа “Bohemian Rhapsody” за кухонными посиделками. А в конце сцена, усеянная стульями, на которых только что сидели люди, превращается в кладбище, и играет орган. Манипуляция ли это? Очень возможно, что да, но сейчас, просидев дома много недель подряд, я чувствую иначе.
Вышибить слезу не получится, но спектакль этот я уже полюбила. «Мир несправедлив. Я нашёл для себя способ, как не сойти с ума – я перевожу все такие абстрактные, непонятные, страшные вещи в размер поменьше». Танатофобия, религиозный тупик, научное решение нерешаемых вопросов, смерть профессий, эвтаназия, синдром Дауна, влияние смерти на человека – всё это спектакль переводит в размер поменьше. И потому, наверное, смотреть его не тяжело и не страшно, но остаётся он где-то глубоко.

Фото Tani Simberg

Софья Уфимцева – студентка 2 курса Продюсерского факультета Школы-студии МХАТ (руководитель – Андрей Воробьев). Выпускница РАМ имени Гнесиных, вокалистка, автор-исполнитель песен и стихов (инстаграм: @irogafos). Автор бизнес-проекта, связанного с поэзией Иосифа Бродского (инстаграм: @perezhivistix) – изготовление одежды и татуировок с текстовой графикой по собственным авторским эскизам.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.