Через тьму – к свету
Екатерина Сырцева
«Горемычные танцы», реж. Александр Артёмов, театр ТРУ, Санкт-Петербург
Этот спектакль – медитация с погружением в подсознание под хтонические заговоры и далее - выход в новую реальность. Странную сказку для взрослых (текст написали Александр Артёмов и Настасья Хрущева) читают «архитепические русские женщины», как они обозначены в описании спектакля, в исполнении Марии Кудрявцевой и Ульяны Фомичёвой. Их сказ – о становлении человека и обретении себя в хаосе бытия. А ещё, возможно, о том, как прожить «тёмные времена». О том, что только через них-то и можно прийти к свету.
Текстовая основа спектакля сложена из обрывков легенд, мифов, сказаний, архетипов, вшитых в нас на генетическом уровне. Материал, с которым работают авторы, – вневременной, вечный. Именно в нём – мудрость жизни, свобода от ограничивающего разделения на плохое и хорошее, чёрное и белое, тёмное и светлое.
Спектакль начинается с темноты, долгой паузы, зависшей в пространстве без света и звука. То ли смерть, то ли преджизнь. Символическое возвращение к первоистокам, в центр мира, откуда через боль и ужас рождается история и жизнь. Постепенно сквозь тусклый свет и пелену дыма появляется человек, «первый непохожий двойник» (Александр Плаксин). Чтецы-сказительницы в это время начинают свой рассказ и плетут его с нарастающим темпом и меняющейся громкостью, как бы управляя движениями героя.
Здесь сложно понять, есть ли главный герой и кто он. Некий человек, то ли живой, то ли нет его, то ли это только воспоминание. Он проходит свой путь, переживает «кризисы», теряет направление, падает, снова встаёт. Танцует свой отчаянный горемычный танец. Ему встречаются четыре сущности с четырёх стороны света. Антидвойник-недотыкомка (Василий Гузов) – с севера, царь-конь-огонь о семи копытах (Василий Титунин) – с юга, плохо видящая птица-алконост (Евгений Сиротин) – с востока, медведь-беспокойник (Евгений Плаксин) – с запада. Они не хорошие и не плохие, не спасители и не убийцы, не друзья и не враги. Скорее, разъятые части целого, без которых не обрести цельность, свободу и силу, не стать человеком, приручившим своих драконов и готовым к встрече с той, кого все ждут и боятся – Красной карлицей, то ли дарующей жизнь, то ли её забирающей (роль Татьяны Лузай).
В «Горемычных танцах» всё естественно и органично – нагота актёров, испарина на теле, отсутствие бутафории, костюмов. Декорации здесь – дым, темнота и луч света. В течение часа актёры в полутрансовом состоянии, через преодоление и боль, движение и танец, стремятся к освобождению. И ты до последнего не знаешь, случится ли это освобождение и принесёт ли облегчение. В этой неопределённости – свой смысл и энергетический заряд.
Красная карлица, являясь неотъемлемой частью «Горемычных танцев», кажется персонажем из другой сказки. Может, потому, что Татьяна Лузай – профессиональный танцор в отличие от других участников спектакля, и её «выдаёт» техничность, более совершенная пластика. При этом все актёры настолько хороши и естественны в неподвижности и движении, во взаимодействии и соло, что на них невозможно не смотреть. И в этом тоже своя «тру» – истина, заложенная в названии этого театра. Александр Артёмов и его театр ТРУ работают с вещами первоосновными, глубинными. Это не лицедейство, не перевоплощение, не игра, не манипуляция, не заумь. Это жизнь. Это энергия.
Спектакль запускает код, заставляет вспомнить, кто ты и откуда, задуматься, хочешь ли и дальше танцевать горемычные танцы, раздираемый хаосом внутренних противоречий и несбывшихся надежд, страдающий от разбитых о реальность иллюзий. Или ты готов остановиться и принять, что все испытания и преодоления – необходимая часть пути, высшая благодать и возможность приблизиться к сути бытия. Эта история помогает увидеть в конце – начало, во мраке – свет, во зле – добро. Понять, что будет и то, и другое, и одно без другого невозможно. Но когда это осознаешь, уже не будет пути ни назад, ни вперёд, ни вправо, ни влево. Тогда и наступит то, чего мы так боимся и так ждём.
Фото Евгения Пронина
Екатерина Сырцева - руководитель литературно-драматургической части Молодёжного театра Челябинска. Окончила факультет журналистики, затем магистратуру по истории в Южно-Уральском университете. Работала пресс-секретарём и редактором сайта ЮУрГУ, корреспондентом и обозревателем газеты правительства и законодательного собрания Челябинской области «Южноуральская панорама». Сотрудничает с изданиями «Собака», «Страстной бульвар, 10». С 2016 года участвует в семинарах театральных критиков под руководством Ирины Холмогоровой, организованных Союзом театральных деятелей РФ. Принимала участие во Всероссийском семинаре по работе со зрителями, организованном Российским академическим молодёжным театром (Москва), в форуме театральных менеджеров «Место действия» (Санкт-Петербург).