07 Июль, 2020

Есть кто дома?

Анна Меркушина

«9 движений» и «Трепет штор»: про спектакли, главную роль в которых играет ваша комната

Дискуссия о необходимости живого присутствия актера и зрителя в современном театре, казалось, должна была разрешиться в период изоляции, когда единственной площадкой для творчества стал интернет. К этому театр оказался совсем не готов. Бесчисленные трансляции спектаклей — премьерных и архивных — стали быстро терять просмотры, едва удерживая зрительское внимание в борьбе с онлайн-выставками, онлайн-концертами и, наконец, Нетфликсом. Репертуар государственных театров мало изменился в период карантина: остались те же самые спектакли, читки пьес, лекции, но теперь — в формате видео. Особо продвинутые сделали спектакли в Zoom. Но опять же, используя площадку не как пространство для общения со зрителем, а как альтернативную сцену. По-другому на карантин откликнулись независимые театральные организации. 

«Эпидемия чумы подарила нам «Декамерон», эпидемия холеры — Болдинскую осень, блэкаут в Нью-Йорке — хип-хоп. Теперь очередь за коронавирусом», — сообщает манифест Спонтанной программы фестиваля «Точка доступа». Кстати, Спонтанная программа стала первой инициативой, объединившей театральных художников, которые стали создавать свои проекты в диджитал-формате. Они не просто адаптируют живые спектакли под какую-то платформу или социальную сеть, а используют механизмы цифрового мира как театральные технологии. В итоге в моей фейсбучной ленте появились приглашения на инстаграм-перформанс, онлайн-вечеринку, виртуальную акцию, Zoom-импровизацию и даже в спектакулярное казино. 

К этому моменту комментарии в фейсбуке уже перешли на крик: «Что в подобных проектах остаётся от настоящего театра?» На самом деле, самое главное – соучастие актера/перформера/художника и зрителя. Антон Хитров в статье на «Медузе» точно замечает, что «цифровой театр — ни что иное, как игровая коммуникация на расстоянии». Такие эксперименты отрицают пассивное потребление онлайн-контента (что предлагает любой экранный вид искусства) и создают ситуации взаимодействия создателей и пользователей, делая это даже с большим, чем в живом театре, художественным и технологическим разнообразием.

Самыми «попадающими» из всех экспериментальных постановок, которые я посмотрела за карантин, стали проекты, которые исследуют личное пространство зрителя — перформатизируют его повседневность. Этот формат, с одной стороны, отсылает к концепции site-specific. С другой, является «спектаклем на одного», индивидуальным опытом, действие в котором замыкается на личности зрителя. Наконец, является театром социально-ориентированным, который очень точно откликается на глобальное актуальное явление — самоизоляцию и помогает отрефлексировать обстоятельства, в которых мы оказались. 

Расскажу про два таких «комнатных» спектакля, выстраивающих коммуникацию со зрителем достаточно традиционным способом – посредством аудио. Аудио-экспириенсы давно перестали быть шокирующими и антитеатральными для московской публики: спасибо «Импресарио» и Мобильному Художественному Театру, которые активно ставили и продвигали их в последние несколько лет. Именно они адаптировали для российской аудитории и новый проект Rimini Protokoll «9 движений». Это «ультракороткий аудиоспектакль для домашнего прослушивания», который, по словам создателей, за 7 минут превратит ваше пространство в театральные подмостки и даст возможность посмотреть на него с новой стороны. В спектакле-инструкции голос Петра Скворцова (в оригинальной версии — Штефана Кэги) даёт зрителю развернутые calls-to-actions. Представить, что вы — упругий мяч, который, оттолкнувшись от земли, вылетает в космос и видит себя как маленькую черную точку на земном шаре. Или, встав на стул, осмотреть своё пространство и в голове, как на видеопленке, прокрутить все последние перемещения по нему. Наконец, выйти на порог и спросить «есть кто дома?» перед собственной дверью. Финальное чувство после спектакля похоже на ощущение «заземления» после качественной медитации. Оно протягивается и за пределы аудиодорожки, когда зритель возвращается к привычным ему делам. В моем любимом подкасте «Ну пап» ведущий сравнивает опыт «9 движений» с советской утренней гимнастикой. Для многих это до сих пор не просто набор бодрых инструкций под музыку, а своеобразная терапия, помогающая настроиться на день. Интересно, как сейчас, в пик популярности медитативных практик формат расслабляющих аудиосеансов возвращается в нашу жизнь. И новый спектакль Rimini Protokoll, подражая им, действительно даёт отвлечься от карантинной рутины и «перезагрузиться» буквально за 7 минут. Однако механизмы этой перезагрузки — театральные, игровые. Задания Штефана Кэги легко можно представить частью занятия по актерскому мастерству: все они направлены на развитие воображения. Слушатель, с одной стороны, принимает театральный опыт как зритель, с другой — генерирует его как актёр, используя собственный творческий ресурс. Так, в пространстве спектакля закономерно происходит смена игровых ролей. Одно «но»: при этом вас не покидает ощущение банальности происходящего. Предсказуемый аудиоформат и четкие инструкции максимально разжевывают опыт, и поэтому дорожка не подводит зрителя даже близко к тому, что даёт ему взаимодействие со средой в том же самом «Remote Moscow» (променад-спектакль Rimini Protokoll о Москве). Это станет очевидно, когда через месяц после «9 движений» «Импресарио» выпустят новый аудиоспектакль «Погружение» для прослушивания в ванной. В нём игровая ситуация еще сильнее упрощается и полностью сводится к расслаблению: в течение получаса через похожие инструкции нам предлагают порисовать узоры на воде, посмотреть на пламя свечи, полежать под музыку с закрытыми глазами. Можно ли сказать, что опыт состоялся, потому что справился со своей главной «умиротворяющей» задачей? Наверное, можно. Остаётся ли эта задача хоть сколько-нибудь театральной? Большой вопрос.

Сложнее и в разы интереснее устроен «дрейф по квартире без актёров и в наушниках» под названием «Трепет штор» петербургской театральной компании «Перфобуфет». Это спектакль с доставкой: то есть поучаствовать в опыте вы сможете, взаимодействуя с предметом, который курьер доставит к вашим дверям в назначенный час. Этот элемент доставки театрального опыта — важнейший для спектакля. Во-первых, он ограничивает его во времени (вы должны вернуть предмет курьеру) и делает real-time. Во-вторых — даёт опыт взаимодействия с объектом из внешнего мира, что в период самоизоляции само по себе — событие. Объект, который будет на вашем пороге — рюкзак. Именно он становится своеобразным порталом в пространство спектакля. В рюкзаке вы найдете телефон с наушниками, конфеты, инструкцию и заранее выбранный вами предмет — зеркальце, фонарик или бинокль. В инструкции сказано, что на телефоне — аудиофайл, который нужно будет включить. Это единственная явная наводка для зрителя. Размытость инструкции, противоположная той, что я слышала у Rimini Protokoll, сразу вводит важную для этого опыта концепцию зрительской свободы, которая заявляется уже в прологе к действию: во время прослушивания дорожки делай всё, «как пойдет», предметом можно пользоваться «как хочешь», что делать с остальными вещами — «не знаем». Интуитивный выбор — выбор предмета, выбор способа общения с ним, выбор поведения во время спектакля позволяет каждому собрать свой личный опыт как конструктор из тактильных ощущений, звуков, запахов, воспоминаний. Если в «9 движениях» подключение к действию происходит через воображение, то в «Трепете штор» — через эмпатию. Ведь в аудиофайле, который включает зритель, не будет прямых вопросов и указаний. Там — голос создателя проекта Артёма Томилова, который ходит по своей квартире на Лиговском проспекте, прислушивается к скрипу пола, трогает корешки книг, смотрит в окно и рассказывает историю взаимоотношений со своей квартирой. Через некоторое время в его дрейфе появляется новое пространство, новые детали прошлого, новые герои и кусочки их жизней. Иногда в монологе возникают точки соприкосновения со зрителем — моменты косвенной интерактивности. Например, когда Артём заявляет, что квартира, по которой он ходил последние двадцать минут — это иллюзия. Или когда включает музыку. Или когда предлагает помолчать. Но ни разу не пытается сделать это бóльшим, чем история про него самого.
Что в это время происходит с вами? То, что вы считаете нужным. Чужая искренность в рамках спектакля рождает собственный отклик на произошедшее, и ты идёшь (как это сформулировал потом сам Томилов в нашем разговоре) — «чувствовать про своё». Мой дрейф по родительской квартире стал путешествием во времени. Комната, в которой я не жила уже несколько лет, говорила со мной на языке 16-летней девочки: цитатами из Маяковского, плакатами с Камбербэтчем, репродукциями Моне. Изучив всё настенное, я отправилась на балкон наблюдать за беззвучным диалогом соседской кошки с двумя голубями. Потом — в глубину квартиры. Музыка. Танцы в ванной. Танцы на кухне, переходящие в коридор. Корешки книг: потрепанная «Хижина дяди Тома» — школьная книжка мамы, разрисованные «Вредные советы» сестры, «Доктор Живаго» с загнутыми страницами — письмами Лары (все слова с корнем «люб» подчеркнуты карандашом)… 

Открытая структура «Трепета штор», как это ни парадоксально, позволяет привязать спектакль к конкретным пространству, времени и человеку. Недаром команда «Перфобуфета» определяет его жанр как self-specific, по аналогии с сайт-спецификом рассматривая внутреннее пространство зрителя как еще одно поле театрального эксперимента. На последних секундах аудиодорожки, когда ты вынимаешь наушники и собираешь содержимое рюкзака, медленно возвращая фокус на собственное пространство, действительно начинается самое интересное – второй акт спектакля пройдет под голос, звучащий у вас в голове.

У меня нет сомнений в том, что диджитал-театр останется с нами надолго. И он будет интересным не только как явление, которое исследует само себя: задаёт вопросы о природе и границах театра. Он уже делает нечто более художественно ценное: даёт зрителю возможность войти в более тесный контакт с действительностью. Не создаёт новое artificial пространство, в котором должна работать прежняя театральная магия (ведь онлайн-спектакли будут продолжать ругать за «бездушность» и «неатмосферность»), а с помощью цифровых инструментов делает окружающую нас реальность новой формой зрелищности. И опыты Rimini Protokoll и «Перфобуфета» — отличные примеры того, что театр уже умеет это сегодня. Сегодня. А завтра спектакль в гаджете наверняка расскажет нам о завтрашнем мире больше, чем любая из чеховских пьес.

Анна Меркушина - студентка 1 курса Продюсерского факультета Школы-студии МХАТ (Мастерская Андрея Воробьева).

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.