22 Июнь, 2020

Протест против абсурда взрослых

Елена Жатько

«Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой в Зимнем саду театра «Школа современной пьесы», реж. Филипп Гуревич

Пьеса Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам» вошла в список лауреатов целого ряда драматургических конкурсов. Постановка «истории одного апокалипсиса» в режиссуре Филиппа Гуревича ‒ одержала победу в театральной лаборатории «Класс молодой режиссуры». Организатором этого проекта выступает московский театр «Школа современной пьесы».

Монолог подростка Мота, на глазах которого в один миг разрушилась семья, транслируется через ряд отдельных картин и зарисовок. Все происходящее на сцене – это, в первую очередь, видение и восприятие жизни самого мальчика. Его глазами считывают события и зрители. Для усиления этого эффекта режиссер купирует несколько персонажей. Так, тетя Лена, молодая любовница отца, из-за которой тот уходит из семьи, – это видеопроекция. На экране приближается к нам утонченная фигура женщины, и крупный план фокусируется на ее длинных ногах, как и полагается секретаршам, «растущих от ушей». От Врача режиссёр оставляет только голос. Такой прием выводит монолог Мота на первый план, а хроника деградации семьи воспринимается как процесс адаптации к новым условиям одного человека. И этот человек – подросток, для которого мир – это список вопросов и открытий, далеко не всегда приятных… 

Оказывается, он всё детство рисовал кисточками, сделанными из пушистых хвостиков убитых белок. Куда девается все дерьмо в космосе?! Почему грецкие орехи похожи на мозги?! Среди задачек рождается новый ребус – оказывается, Ганди молчал по субботам! Это реплика, похожая скорее на заклинание или молитву, - единственная фраза, которую произносит бомжиха Лиза. Мот приводит её домой, чем естественно ошарашивает родителей, погруженных в собственные проблемы.

Родителя 1 и Родителя 2 (как после развода именует отца и мать Мот) на сцене воплощают Джульетта Геринг и Алексей Гнилицкий. В тексте пьесы эти персонажи выглядят неприметными и шаблонными. Ведь их биографии расписаны по давно избитым сюжетам. Отец не может пережить кризис среднего возраста и уходит к молодой. Для него невероятным эмоциональным ударом выдался случай, когда в транспорте ему девушка уступила место. Мать, в свою очередь, разрываясь между заботой о детях и сетованием на возраст, уходит в загул. Но эти прозаичные условия не помешали актёрам найти что-то особенное, интересное, характерное - на дне души этих героев. Джульетта Геринг сложно варьирует между инфантильно-правильной матерью, у которой полжизни проходит в магазинах, у плиты, и женщины, нуждающейся в ласке, мужском внимании и красоте отношений. Актриса легко и быстро переключается в этой системе эмоциональных координат, но вместе с тем не педалирует. Алексею Гнилицкому ещё сложнее не уйти с головой в шаблонность. Особенно точно и филигранно ему удается передать внутренний надлом своего персонажа в сценах, где он безмолвствует, только наблюдает за происходящим. Покорёженный, измятый, уставший, так похож на золотую рыбку в целлофановом пакетике, которую он неуверенно держит в трясущейся руке. Ему не хватает воздуха, от него требуют что-то комментировать, проводить воспитательные беседы с сыном, а он не может… Открывает рот, но все тексты впитываются в пустоту. Мот его слышать не хочет, не умеет.

Саша (это настоящее имя Мота) в исполнении Кирилла Снегирёва очень обаятельный и милый. Актёр легко, просто, лаконично, не гримасничая и не кривляясь, играет подростка. Его монологи и постоянные вопросы звучат на сцене органично, без сентиментализма и слащавой наивности. Если общение с родителями строится по ломаной схеме, это скорее один большой монолог, то сцены с сестрой и бомжихой наполнены особенным драматизмом. Несостоявшаяся звезда бальных танцев сестра Катя (Мария Раевская) во многом антагонист Мота. Длинноногая, раскрепощённая, живет легко и не задается вопросами: «Как ходят в туалет космонавты?!» Наверное, это не тревожило её и в подростковом возрасте. Персонаж помогает раскрыть образ Мота, разворачивая его в другую сторону, затрагивая, в том числе, вопросы лирического плана: «Ты веришь в вечную любовь?», - спрашивает Мот сестру, на что получает соответствующий ответ: «Отвали!»

Несколько особняком стоит образ Деда в исполнении харазматичного актёра Николая Голубева. Он по-своему переживает историю апокалипсиса в семье. Уходит на войну. Его разрозненные, не связанные с действием пьесы комментарии, воспоминания, полумаразматичные и отстранённые – создают параллельную «пьесу в пьесе». Деда даже не волнует присутствие бомжихи в квартире, а ведь Мот ей уступил собственную кровать. Полусумасшедший старик бесследно исчезает.

Согласно пьесе, Лиза немного старше отца Мота, но режиссер решает омолодить персонаж. В шкуру маргиналки вживается молодая актриса Татьяна Циренина. Всклокоченные седые волосы, нарисованные морщинки и мертвецкая белизна кожи – это, пожалуй, все, что указывает на возраст Лизы. Почему она неустанно повторяет странное заклинание: «Ганди молчал по субботам»?!.. На этот вопрос ни Мот, ни Лиза ответа не дают. Обет молчания связан с секретом бомжихи. Много лет назад она потеряла в переходе сына и, не найдя силы пережить случившееся, отреклась от повседневной суеты. Странную силу притяжения, что влечет подростка к бомжихе, можно трактовать, как некий пубертатный протест. Родителям можно разрушать семью, переступать через правила, пренебрегать клятвами, а значит и Моту можно! Вместе с тем, это гиперболизированное восприятие подростком призыва к необходимости помогать ближнему. Разве не нарушают эту заповедь все, кто утром, спеша на работу, мчатся мимо голодных и грязных бомжей, трущихся спиной об стенку подземки. Взрослый мир, где столько правил и ещё больше пренебрежений этими же правилами – кажется Моту-Саше абсурдным. Но, чтобы выжить и повзрослеть – ему нужно вписаться в общий механизм игры.

Свою стратегию игры по изображению пространства, где разворачивается действие спектакля, разработали художники Евгения Ржезникова и Анна Агафонова. Несколько столов-трансформеров, мигрируя и преображаясь, обозначают на сцене множество локаций. Это и подземный переход, и обеденный стол, кровать и межкомнатная перегородка. Постоянное перемещение на сцене создаёт отчетливую иллюзию хаоса, что усиливается благодаря наслоению различной музыки – от фоновой инструментальной до хита 1990-х «Я люблю тебя до слёз». Подобная кутерьма происходит и в подростковой голове Мота. Сможет ли он разработать свою стратегию выживания в фальшивом мире, где правила и законы существуют только для того, чтобы их нарушали?! Сумеет ли понять, зачем Ганди молчал по субботам?!..

Елена Жатько - выпускница Харьковского университета искусств им. И. Котляревского и магистратуры Харьковской академии культуры, драматург (г. Николаев, Украина).

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.