Маршак в ожидании поезда
Екатерина Сырцева
«Маршак. Четыре сказки», реж. Владимир Антипов, художник Антон Батанов. Театр «За Черной речкой», Санкт-Петербург
Спектакль «Маршак. Четыре сказки» в театре «За Чёрной речкой» – это не высказывание, не призыв, не игра с метафорами. Стихотворения Самуила Маршака «Багаж», «Почтальон», «Человек рассеянный» и поэму «Мистер Твистер» режиссёр Владимир Антипов выстраивает в связную историю. Историю простую, ясную и одинаково доступную и взрослому, и ребёнку. Торжество фантазии и выдумки на фоне реального и не всегда весёлого мира.
Спектакль начинается с объявления о прибытии поезда и появления персонажей – четырех мужчин и женщины. С самого начала задаются правила их существования на сцене – это клоунада, вызывающая в памяти образы Чарли Чаплина, Бастера Китона. Пассажиры ожидают поезда, всё время на него опаздывают и, чтобы скоротать время, рассказывают и разыгрывают стихотворения Маршака. Рассказывают – и снова опаздывают. И так раз за разом.
Персонаж Александра Плаксина в синих ботинках и коричневом клетчатом костюме, в пиджаке, застёгнутом не на ту пуговицу, – немного растерянный, трогательно добродушный, с грустинкой в добрых глазах. В одном из стихотворений нацепляет сосиски вместо усов и превращается в собачонку, которую потеряла дама, в другом засовывает под пиджак подушку и становится импозантным Мистером Твистером, потом – грозным водителем автобуса, в финале – Человеком Рассеянным со сковородой на голове. Вадим Франчук в бордовых бархатных штанах, синем плаще и красных ботинках – условный «гэбист», таинственный незнакомец, который появляется словно из ниоткуда, прячется за огромной газетой, за всем следит, обо всём кому-то докладывает по телефону, спрятанному под пиджаком. В «Мистере Твистере» он вдруг превращается в смешную старушонку в огромных очках, а после – в заспанного Бориса Житкова, которому через всю планету летело письмо. Илья Русь – в приятном зелёном костюме, ковбойской шляпе и солнечно-жёлтых ботинках. Настоящий стиляга, киноактёр-звезда, любимец публики. Он же – почтальон, певец, танцор, экскурсовод, швейцар. В любом образе освещает всё вокруг невозмутимой улыбкой. Женских персонажей (даму в воздушном голубом платье, дочь Мистера Твистера в стильных очках и др.) в разных составах играют Мария Плаксина, Регина Окунева, Александра Байраковская, наделяя их то лиричностью и флёром загадочности, то хара́ктерностью и озорством.
Актёры играют друг с другом, пространством, немногочисленными и простыми предметами, которые преображаются благодаря театральным приёмам. Из багажа – круглых коробок и чемоданов – строится то теплоход, то автомобиль, то автобус. Из тех же чемоданов, словно они бездонные, появляются то элементы гардероба, то предметы быта. Во всех четырёх фрагментах артисты почти всё время одновременно присутствуют на сцене, что объединяет отдельные части спектакля. Меняются роли у актёров, но кардинально не меняется их характер, сохраняется его основная черта, которую пытаешься определить, сопоставляя с цветами костюмов и обуви. Вскоре понимаешь: сопоставлять не нужно. Лучше просто вовлечься в игру.
Сквозной мотив железной дороги задаёт динамику действию. Невидимый поезд проносится перед зрителями, а персонажи на сцене растерянно провожают его взглядами – от одной кулисы к другой, по горизонтали. Изображённые художником Антоном Батановым разноцветные железные дороги на заднике уходят куда-то вверх, за пределы кулис, создавая невидимую вертикаль. Этот мир продолжается где-то там, и камерное сценическое пространство расширяется до бесконечности.
Персонажи спектакля в какой-то момент кажутся заложниками воображаемого вокзала. Они вроде бы хотят уехать, но не могут. А может, и не хотят. В весёлой клоунаде возникает грустная нота, напомнившая почему-то маршрут «Москва-Петушки». Мотив вечного невозвращения, невозможности откуда-то вырваться рифмуется с финалом спектакля и предпоследней строфой из «Человека рассеянного», персонаж которого никак не может уехать из Ленинграда:
«Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!»
Спектакль «Маршак. Четыре сказки» рассказывает детям искренне, без назидания и морализаторства о взрослой жизни, о вещах, которые им только предстоит постигнуть. В спектакле нашлось место и разговору о политике, толерантности (фрагмент «Мистер Твистер»), о том, что нужно научиться принимать другого, о расширении границ видимого. Вслед за Маршаком Владимир Антипов и команда, с которой он работает, относятся к ребёнку не сентиментально, но уважительно и серьёзно, дают возможность детям самим делать выводы, разговаривают с ними на доступном языке, объединяя поэзию, клоунаду, импровизацию, смех и оставляя место для размышлений.
Екатерина Сырцева - руководитель литературно-драматургической части Молодёжного театра Челябинска. Окончила факультет журналистики, затем магистратуру по истории в Южно-Уральском университете. Работала пресс-секретарём и редактором сайта ЮУрГУ, корреспондентом и обозревателем газеты правительства и законодательного собрания Челябинской области «Южноуральская панорама». Сотрудничает с изданиями «Собака», «Страстной бульвар, 10». С 2016 года участвует в семинарах театральных критиков под руководством Ирины Холмогоровой, организованных Союзом театральных деятелей РФ. Принимала участие во Всероссийском семинаре по работе со зрителями, организованном Российским академическим молодёжным театром (Москва), в форуме театральных менеджеров «Место действия» (Санкт-Петербург).