14 Май, 2020

Одиночество в семье

Одиночество в семье
Александра Коковина

«Тараканы» Полины Бабушкиной по рассказу Алексея Варламова. Архангельский театр драмы имени М. Ломоносова. Реж. Полина Золотовицкая

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Рассказ Алексея Варламова «Тараканы» совсем коротенький: всего на четыре страницы. История вполне себе банальная для конца 80-х годов прошлого столетия. В провинциальном городке живет семья из трех человек: отец, мать и сын Леша. Живут они бедно. И не потому, что нет денег, а потому что нет в магазинах товаров, что вполне узнаваемо для тех, кто помнит то время. На этом, пожалуй, обычность заканчивается.

Дело в том, что главный герой – мечтатель и фантазер. Не удивительно, что он хочет стать писателем. От скуки или от безделья (а, может, из-за того и другого) он придумывает себе друзей-тараканов и общается с ними на тараканьем языке. У каждого из них есть имя, у каждого – отличительный головной убор, солнечные очки и чемоданчик, но это уже в спектакле. 

Здесь стоит сказать, что наделила Лешу желанием стать писателем и «очеловечила» тараканов молодой драматург Полина Бабушкина, которая в рамках Всероссийского конкурса инсценировок современной российской прозы, инсценировала рассказ Варламова. Писатель проделанную работу оценил и одобрил. Оценил и одобрил он работу и второй Полины – Полины Золотовицкой, режиссера спектакля Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова.

Итак, главный герой Леша дружит с тараканами. Впервые зрители застают их в противогазах во время атаки «белым порошком» (как выясняется потом – это мама Леши таким образом их травит). Мы понимаем, что тараканы, как и люди, по-разному ведут себя при виде опасности. Но все же они вместе. Они семья. Они команда…
Чего не скажешь о семье Леши. Отец вечно занят на работе. Он лектор в университете. Если честно, бесталанный ученый. Книги – его «единственное спасение в этой конуре». («Эта конура» – квартира, в которой он живет с семьей.) Самое страшное в этой ситуации, что он ничего не делает для того, чтобы ее как-то изменить. Ему легче уйти в работу и спуститься на дно депрессии, чем придумать способ выбраться из кабалы, в которую его загнала жизнь (а, может, и он сам). Временами он «воспитывает» Лешу. Например, ругает за тройки или просит рассказать о его впечатлениях. Но мальчик настолько запуган, что не хочет ничем делиться с отцом – ему проще с отцом его друга Славки, дядей Сашей.

Тот рисует иллюстрации для детских книжек. История про тараканов, придуманная Лешей, кажется ему более чем забавной. Леша прислушивается к его советам и начинает записывать свои придумки на диктофон. Дядя Саша вдохновляется идеями Леши и создает рисунки для детей. В какой-то степени он заменяет ему отца.
Отец Леши и отец Славки – два антипода как внешне, так и внутренне. Лешин папа (Сергей Чуркин) – этакий скучающий интеллигент. Он в меру вальяжен, вполне представителен. Он одет скромно, но со вкусом. Полузатянутый галстук, расстегнутая верхняя пуговица на белой рубашке, свободный вязаный кардиган выдают в нем человека интеллектуального труда. 

Дядя Саша (Александр Субботин) молод и энергичен. Он одет в подчеркнуто модный в те времена вареный джинсовый костюм. На первый взгляд, его даже можно принять за подростка, старшего товарища Леши и Славы. Между ним и мальчишками нет дистанции. Он воспринимает Лешу как равного себе. Примечательно, что в эскизе спектакля роль дяди Саши исполнял возрастной артист Андрей Калеев. В спектакле же папу Славика играет 27-летний Александр Субботин. Видимо, так Полина Золотовицкая хотела подчеркнуть активность героя на фоне Лешиного папы. 

Особенно хорошо обыграно противопоставление отцов, когда дядя Саша рисует папу Леши. Чуркин жеманно позирует, с усердием ищет выгодные ракурсы в то время, как Субботин карикатурно изображает его, пытаясь повторять все более «изысканные» позы. 

Мальчики наблюдают за этим «поединком». Они не понимают, что происходит на самом деле. Столкнулись не два отца, а два представителя разных миров, разных взглядов. Один уверен в себе и своей правоте, второй не воспринимает первого всерьез, посмеивается над ним. 

Мальчики, как и их отцы, показаны в спектакле тоже на контрасте. Леша в исполнении Артура Чемакина подчеркнуто бедно и бледно одет, ходит в «убитых» кедах. Славик же (Константин Мокров), наоборот, в модной по тем временам куртке и новеньких кедах. Они оба смотрят на мир по-разному. Слава живет импульсами, своими «хотелками». Увидев у друга диктофон, он тут же клянчит такой же у отца. Он ведет себя как обычный ребенок, которому еще «все можно». Леша, рано познав все «прелести» бедности, рад всему, что ему дают. Он с благодарностью принимает «подарки», например, кусок масла от мамы Славика.

Все женские образы в спектакле воплотила Наталия Латухина. Перед ней стояла сложная задача: почти не заходя за кулисы, актриса примерила на себя сразу четыре роли. Эти переходы были обозначены переодеваниями актрисы, но эмоциональная разница между героинями была минимальна. 

В этом спектакле тараканы – символ дружной семьи, все члены которой живут в согласии с собой и с миром. Они все делают вместе. Леша видит их и мечтает, чтобы его семья была такой же.

Быт советской семьи в спектакле представлен условно. Мы не видим на сцене досконально прорисованных атрибутов жизни в СССР. Режиссеру важно рассказать историю мальчика, у которого, как и у каждого из нас, есть свои тараканы. Только Лешины – милые и приветливые, а тараканы Лешиных родителей, думается, будут пострашнее.

Фото Екатерины Чащиной.

Александра Коковина – студентка 4 курса САФУ имени М.В. Ломоносова
(направление – «Реклама и связи с общественностью»). Участник проекта
Архангельского отделения СТД РФ «Школа театрального критика». Автор
журнала о театральной жизни Архангельской области «Бенефис».

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.