Одиночество в семье
Одиночество в семье
Александра Коковина
«Тараканы» Полины Бабушкиной по рассказу Алексея Варламова. Архангельский театр драмы имени М. Ломоносова. Реж. Полина Золотовицкая
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (Лев Толстой, «Анна Каренина»)
Рассказ Алексея Варламова «Тараканы» совсем коротенький: всего на четыре страницы. История вполне себе банальная для конца 80-х годов прошлого столетия. В провинциальном городке живет семья из трех человек: отец, мать и сын Леша. Живут они бедно. И не потому, что нет денег, а потому что нет в магазинах товаров, что вполне узнаваемо для тех, кто помнит то время. На этом, пожалуй, обычность заканчивается.
Дело в том, что главный герой – мечтатель и фантазер. Не удивительно, что он хочет стать писателем. От скуки или от безделья (а, может, из-за того и другого) он придумывает себе друзей-тараканов и общается с ними на тараканьем языке. У каждого из них есть имя, у каждого – отличительный головной убор, солнечные очки и чемоданчик, но это уже в спектакле.
Здесь стоит сказать, что наделила Лешу желанием стать писателем и «очеловечила» тараканов молодой драматург Полина Бабушкина, которая в рамках Всероссийского конкурса инсценировок современной российской прозы, инсценировала рассказ Варламова. Писатель проделанную работу оценил и одобрил. Оценил и одобрил он работу и второй Полины – Полины Золотовицкой, режиссера спектакля Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова.
Итак, главный герой Леша дружит с тараканами. Впервые зрители застают их в противогазах во время атаки «белым порошком» (как выясняется потом – это мама Леши таким образом их травит). Мы понимаем, что тараканы, как и люди, по-разному ведут себя при виде опасности. Но все же они вместе. Они семья. Они команда…
Чего не скажешь о семье Леши. Отец вечно занят на работе. Он лектор в университете. Если честно, бесталанный ученый. Книги – его «единственное спасение в этой конуре». («Эта конура» – квартира, в которой он живет с семьей.) Самое страшное в этой ситуации, что он ничего не делает для того, чтобы ее как-то изменить. Ему легче уйти в работу и спуститься на дно депрессии, чем придумать способ выбраться из кабалы, в которую его загнала жизнь (а, может, и он сам). Временами он «воспитывает» Лешу. Например, ругает за тройки или просит рассказать о его впечатлениях. Но мальчик настолько запуган, что не хочет ничем делиться с отцом – ему проще с отцом его друга Славки, дядей Сашей.
Тот рисует иллюстрации для детских книжек. История про тараканов, придуманная Лешей, кажется ему более чем забавной. Леша прислушивается к его советам и начинает записывать свои придумки на диктофон. Дядя Саша вдохновляется идеями Леши и создает рисунки для детей. В какой-то степени он заменяет ему отца.
Отец Леши и отец Славки – два антипода как внешне, так и внутренне. Лешин папа (Сергей Чуркин) – этакий скучающий интеллигент. Он в меру вальяжен, вполне представителен. Он одет скромно, но со вкусом. Полузатянутый галстук, расстегнутая верхняя пуговица на белой рубашке, свободный вязаный кардиган выдают в нем человека интеллектуального труда.
Дядя Саша (Александр Субботин) молод и энергичен. Он одет в подчеркнуто модный в те времена вареный джинсовый костюм. На первый взгляд, его даже можно принять за подростка, старшего товарища Леши и Славы. Между ним и мальчишками нет дистанции. Он воспринимает Лешу как равного себе. Примечательно, что в эскизе спектакля роль дяди Саши исполнял возрастной артист Андрей Калеев. В спектакле же папу Славика играет 27-летний Александр Субботин. Видимо, так Полина Золотовицкая хотела подчеркнуть активность героя на фоне Лешиного папы.
Особенно хорошо обыграно противопоставление отцов, когда дядя Саша рисует папу Леши. Чуркин жеманно позирует, с усердием ищет выгодные ракурсы в то время, как Субботин карикатурно изображает его, пытаясь повторять все более «изысканные» позы.
Мальчики наблюдают за этим «поединком». Они не понимают, что происходит на самом деле. Столкнулись не два отца, а два представителя разных миров, разных взглядов. Один уверен в себе и своей правоте, второй не воспринимает первого всерьез, посмеивается над ним.
Мальчики, как и их отцы, показаны в спектакле тоже на контрасте. Леша в исполнении Артура Чемакина подчеркнуто бедно и бледно одет, ходит в «убитых» кедах. Славик же (Константин Мокров), наоборот, в модной по тем временам куртке и новеньких кедах. Они оба смотрят на мир по-разному. Слава живет импульсами, своими «хотелками». Увидев у друга диктофон, он тут же клянчит такой же у отца. Он ведет себя как обычный ребенок, которому еще «все можно». Леша, рано познав все «прелести» бедности, рад всему, что ему дают. Он с благодарностью принимает «подарки», например, кусок масла от мамы Славика.
Все женские образы в спектакле воплотила Наталия Латухина. Перед ней стояла сложная задача: почти не заходя за кулисы, актриса примерила на себя сразу четыре роли. Эти переходы были обозначены переодеваниями актрисы, но эмоциональная разница между героинями была минимальна.
В этом спектакле тараканы – символ дружной семьи, все члены которой живут в согласии с собой и с миром. Они все делают вместе. Леша видит их и мечтает, чтобы его семья была такой же.
Быт советской семьи в спектакле представлен условно. Мы не видим на сцене досконально прорисованных атрибутов жизни в СССР. Режиссеру важно рассказать историю мальчика, у которого, как и у каждого из нас, есть свои тараканы. Только Лешины – милые и приветливые, а тараканы Лешиных родителей, думается, будут пострашнее.
Фото Екатерины Чащиной.
Александра Коковина – студентка 4 курса САФУ имени М.В. Ломоносова
(направление – «Реклама и связи с общественностью»). Участник проекта
Архангельского отделения СТД РФ «Школа театрального критика». Автор
журнала о театральной жизни Архангельской области «Бенефис».