02 Май, 2020

Страна Айгул

Евгения Ноздрачева

«Страна Айгуль» Мустая Карима. Русский драматический театр, Стерлитамак, Башкирия. Режиссер Людмила Исмайлова

В Государственном русском драматическом театре города Стерлитамак из года в года бережно выращивались и продолжают прорастать доверительные отношения со зрителем. Случайных людей в зале почти нет, и гости театра с удовольствием посещают не только репертуарные спектакли в вечерние часы, но и приходят на читки современной драматургии, после которых можно обсудить новые тексты и исполнение с творческой группой. С интересом зрители относятся и ко всем попыткам театра выйти на неизвестную территорию. Например, перед премьерой спектакля “Пьяные” по пьесе Ивана Вырыпаева (режиссер Антон Федоров) зал честно предупредили, что постановка-эксперимент может вызвать самые разные реакции. Благодаря такому доверительному диалогу и этот непростой для восприятия спектакль нашел своего преданного зрителя и сейчас собирает аншлаги, как и другие постановки театра. Важно сказать, что “постоянные аншлаги” — это не преувеличение и не оборот речи. Такое доверие зрителя можно обмануть только единожды.

Интересно, что и “Недоросль” (режиссер Людмила Исмайлова), и “Доходное место” (режиссер Андрей Шляпин) поднимают смыслы не в виде заученных ответов у доски (или для бланка ЕГЭ) на надоевший вопрос “что хотел сказать автор?”, а удивительно точно и осознанно рифмуют с сегодняшним днем все то, что сделало тексты Фонвизина и Островского классикой. В “Недоросле” то и дело прорываются голоса Чаадаева и Белинского — их слова органично звучат в репликах гротескного резонера Правдина. Однако, не заметить решительные и даже дерзкие изменения в финале невозможно: Правдина, который говорит словами философов-гуманистов, пытавшихся привить на бесплодной почве идеи свободы, в приступе дикой ненависти забивают дворовые крестьяне Простаковых, которым просто-напросто не нужны никакие перемены и заступничество. В декорации домашнего интерьера “Доходного места” привлекает внимание огромный барельеф с без труда узнаваемой гоголевской птицей-тройкой. Этот мощный визуальный образ обыгран финальной сценой спектакля: Жадов, пытаясь развлечь жену прогулкой-поездкой, едва удерживает поводья то ли настоящей, то ли вымышленной повозки. Полинька же, вовсе не играя, едва не падает и, испугавшись, никак не может решиться пойти за супругом, полностью доверяя ему свою жизнь. Она не находит сил преодолеть границу приведенного в ход поворотного круга, внутри которого мечется.

Автор «Страны Айгуль» Мустай Карим — драматург особенный для Башкирии, исключительный. К его персоне и к его текстам по традиции относятся со священным трепетом. Опасность такого положения в том, что названный “гением” в силу обстоятельств и с течением времени автор оказывается на Олимпе, к которому почти невозможно подобраться современному художнику. Как ставить на современной сцене для современного зрителя пьесу «бога»? На этот вопрос с подвохом в текущем сезоне предстояло ответить театрам Башкирии, которые не могли не отметить столетие аксакала края.

Задача со звездочкой была решена режиссером русского театра Стерлитамака Людмилой Исмайловой, как принято в театре, неочевидно: смело и при этом очень просто. “Страна Айгуль” по пьесе Мустая Карима приобрела интонацию сегодняшнего слова — резкого и ироничного, и настроения — скептического, но при этом романтически отчаянного. Все это удалось получить изящным и смелым решением — введением нового персонажа. Персонажа из сегодняшнего дня.

Резкий контровой свет прожектора выхватывает лучом на небольшом островке-подиуме героиню, которой нет у Карима, — взрослую Айгуль. Вся история — это воспоминания, все герои — “люди из прошлого”, как значится в программке. Потому они такие наивные и как будто чуть нелепые, по-советски горячи и страстны в убеждениях, говорят излишне патетично и иногда даже вовсе не словами, а лозунгами — так, как и есть в оригинале. Такой режиссерский прием и особый подход к инсценировке позволяют объяснить идеалистичность интонаций пьесы свойством памяти преувеличивать ощущения от каких-то особенных деталей, стирая другие.

Под звуки улетающих один за другим самолетов молодая женщина с усталым лицом (Светлана Гиниятуллина) равнодушно, и совершенно не веря собственным словам, обращается к залу с просьбой о помощи в поисках матери. Она повторяет слова письма, которое, юная, она опубликовала, вероятно, в газете. Ей неуютно и неудобно, но вовсе не из-за пышной газовой юбки и узкого корсета красивого платья траурного цвета. Она чувствует себя будто бы раздетой, будто бы яркий свет прожекторов — это софиты на площадке популярного ток-шоу, где ей приходится умолять о помощи. Так сильно выматывает ее эта необходимость обращаться к миру. Она снова и снова повторяет слова письма, как будто они стали навязчивой мыслью, и почти срывается на крик. Она уже ни во что не верит. Она уже не может ничего вернуть.

Этот момент — отчаяние, которое душит Айгуль осознанием неизбежного. Когда-то перед ней встал выбором между благополучной жизнью в Италии с матерью или жизнью “как все” — в платочке труженицы. В памяти обнаруживается целый хор таких тружениц, которые окружают маленькую девочку и ее каким-то чудом найденную маму и обвиняют в желании и попытке жить другую жизнь, в том, что скорбь по погибшему отцу не стала вечной и не утопила две их жизни. Изменения в сценарии невозможны и критикуются набившими оскомину народными мудростями с притчевыми интонациями девушек, гордо отказавшихся от нарядных платков-подарков из Италии.

Светлана Гиниятуллина, вынужденно ограниченная в движении небольшим игровым пространством подиума (художник Альберт Нестеров), на котором существует взрослая Айгуль, рисует свою героиню тончайшими движениями рук, поворотами головы и, конечно, выразительной мимикой. С ласковой нежностью и тихой печалью она смотрит на смешную девочку — на себя саму в юности — маленькую Айгуль (Юлия Веретнова), которая и волчком крутится, и егозой скачет — и выделывает все “крылатое”, что говорят о непоседливых детях-подростках. Едва ли можно в этой громкой смешливой девчушке угадать трагическую даму в аэропорту, но бездна между ними — и есть взросление.

История любви вырывается из памяти и больно укалывает Айгуль чем-то стыдным. Нежные воспоминания об искренней и трогательной влюбленности в нее недотепы-Ричарда в смешных круглых очках (Фаниль Тулунгужин) прерываются колючей историей о несчастливом романе с обаятельным подлецом Ильдаром (Артур Ишмухаметов). Именно здесь взрослая Айгуль проживает огромное горе, когда девочка признается в любви. Она врывается в свои воспоминания, порывисто сбегая с подиума, и не позволяет совершиться поцелую, встав между девочкой и Ильдаром. Возможный ненужный градус драматизма в этом эпизоде не достигается благодаря женским персонажам — невесте Ильдара (Ольга Бебина) и ее матери (Светлана Файзуллина). Эти две дамы в будто бы деревянных жакетах, застегнутых на все пуговицы, с важностью английских леди, скованно и при этом суетливо — отчего и комично — выражают свое негодование почти истеричным верещанием и неловкими попытками поколотить неудавшегося любовника/жениха/зятя. Несчастный Ричард переживает предательство подруги излишне романтично-запальчиво и даже врывается в пространство взрослой Айгуль и обвиняет ее горячо и наивно в нелюбви. Он растерян и беззащитен. Все жесты — открытые ладони, разведенные в стороны руки — говорят о готовности получить любой ответ. Ричард готов быть даже другом — этот смешной мальчишка — только бы быть рядом. Такая большая любовь. Такой большой любовью кажется это детское чувство через годы. Так зачарованно, как будто не веря в само его существование, смотрит взрослая Айгуль на Ричарда.

Найденная красавица-мама в идеально сидящем, ослепительно белом костюме, контрастирующим с густой темнотой всего спектакля — черного на черном, — двигается плавно и величаво. Она вносит в плотное кольцо памяти вокруг взрослой Айгуль на несколько минут радость и какое-то неуловимое ощущение весны и надежды. Нежное счастье матери и дочери вдруг придавливает огромной женской печалью и ощущением одиночества в тяжелом взгляде Ольги Бовен, в котором читаются чувство вины и память об ужасных ударах судьбы. Она тихо и очень спокойно рассказывает о том, как была в фашистском плену и как это больно, когда на кожу ставят клейма. Но эта рана не кровоточит, это рубец. Боль Зульхабиры — строгий выбор, перед которым ей необходимо поставить дочь. Именно его предстоит решить взрослеющей Айгули: жить ли ей дальше в новой семье мамы-весны и оставить прежнюю наивную и скромную, но такую родную жизнь или… На самом деле этот выбор не решает ровным счетом ничего, потому что встреча матери и дочери — это трагический финал. Они обе как будто ощущают неизбежность беды, а взрослая Айгуль уже знает ее. Дело вовсе не в покупке билетов и сборе чемоданов, не в каком-то надуманном непреодолимом расстоянии, а в ощущении конца. Подростковое “нет”, которое с вызовом четко проговаривает Айгуль в лицо матери как протест в ответ на предложение жить с новой семьей — последняя рана перед разлукой навсегда. У взрослой Айгули не находится сил наблюдать за этим последним разговором с матерью и она закрывается руками — как маленькая девочка, которой некуда спрятаться. Как будто судорогой пробегает по телу осознание точки невозврата, момента, который запустил механизм разрушения ее детства. Теперь этой девочке не будет нужды искать маму, она у нее есть. И нету. И не будет, потому что она умрет, больше так и не увидевшись с дочерью. И маленькая Айгуль станет всего лишь воспоминанием, а взрослая Айгуль — несвершившаяся судьба гордой женщины, которая сделала свой выбор и приняла его. Айгуль в аэропорту пытается принять и понять саму себя и все то, что она сделала, но до этого еще большой путь, который придется преодолеть. А самолеты с оглушительным ревом взлетают над полосой, хотя этих звуков в финале спектакля нет. Вместо гула аэропорта звучит песня Земфиры “Мы разбиваемся”.
Мы никогда не будем прежними.

Евгения Ноздрачева - студентка театроведческого факультета ГИТИСа, курс Алексея Бартошевича и Видаса Силюнаса

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.