20 Апрель, 2020

Отказ от детства

Ангелина Куликова

«Ромео&Джульетта» по Уильяму Шекспиру. 3 актерский курс Школы-студии МХАТ (художественный руководитель - Евгений Писарев). Режиссер-педагог и хореограф — Алла Сигалова.

Казалось бы, драматургия Шекспира, хитросплетения реплик его героев, относящих нас к эпохе конца XVI века, сами собой задают темп повести о Ромео и Джульетте – однако в этом спектакле Аллы Сигаловой не произнесено ни одного шекспировского слова.

Вся история – в теле: в руках, бросающих детскую игрушку, в ногах, готовых сделать выпад с ударом шпаги, в губах, боящихся и желающих коснуться других губ.

Вся история – бесконечный подростковый максимализм, мучительный и безнадежный. Актерам чуть больше двадцати. Джульетте – 13, Ромео – 16. И, наверно, именно поэтому вопрос «детскости» приобретает такое большое значение. В драматическую канву спектакля неожиданно вплетается сцена, в которой герои выбрасывают свои игрушки. И видно, что игрушки – любимые, героям тяжело с ними расставаться, но каждый все-таки решается на это, и решается с остервенением подростка. Момент прощания. Момент отказа от детства. Только вдруг один из них исподтишка крадет длинноухого зайца и прячет за спину. Не готов взрослеть?.. Пожалуй, это одна из самых трогательных сцен спектакля. И определенно одна из самых точных в контексте пьесы Шекспира. Многие знают, что Ромео и Джульетта «были молоды и прекрасны», но они не были – «молоды», они были – подростки. А если разделить всех героев пьесы на взрослых и детей, то они, Ромео и Джульетта, попросту – дети. Эта мысль лейтмотивом проходит через весь спектакль. 

Отсюда и подобное начало спектакля, задиристое, как сами подростки: когда герои, не способные договориться, какой канал телевизора для всех оставить, чуть не срываются во всеобщую драку. И кажется, что это не ссора Монтекки и Капулетти, а ее изображение. Или сцена дуэли Меркуцио и Тибальда, или сцена забрасывания Ромео землей. Все это напоминает игру, жуткую и кровожадную, но все-таки игру, причем жестокую по-детски, по-детски не до конца осознанную. В начале дуэли словно никто не понимает, чем она закончится. Никто не бросается их разнимать, хотя есть такая возможность. Да и шпаги – не настоящие, и проткнуть ими нельзя. А потом – вдруг - все удивляются убийству, как если бы не ждали его совсем. Как будто игра зашла далеко. Случайно.

Подростки – везде и всегда подростки. И об этом Алла Сигалова нам напоминает. Главных героев на протяжении всего спектакля нет. Они все – главные. Образы Ромео, Джульетты и остальных возникают стихийно (кажется, ими мог стать любой, все – в равной степени), они отделяются от толпы ненадолго, просто чтобы задать новый поворот сюжета, потянуть за следующую ниточку. Тянут и растворяются. И на сцене тотчас появляется не одна Джульетта и не один Ромео, а три, пять, семь. Это дань истории. Сколько было таких Ромео и Джульетт? Тысяча, сто тысяч… целые поколения? 

Егор Подгородинский создает Ромео благородным вожаком и предводителем, горько преданным своей стаей; Джульетта, исполненная Марией Янычевой, предстает львицей своего вожака, готовой идти за ним до конца и даже защищать его несмотря на то, что все от него отвернулись. При этом они бесконечно нежны друг к другу, не страстны, не горячи (как многие из пар), а нежны – это тот фактор, который все-таки отчасти выделяет их из остальных влюбленных. 

Конечно, нельзя обойти актерскую работу Никиты Пирожкова. В спектакле Никита играет Тибальда и мать Джульетты. Противоположные образы. «Ребенок» и «взрослый». Разная манера героев, разные повадки и темпоритмы – Никита точно переключается с образа на образ. Тонко и смешно.

Возвращаясь к теме детей и взрослых, следует отметить, что их конфронтация действительно подчеркнута даже на уровне манеры существования. Взрослые комичны, резки, механичны, дёрганы. Они гротескны. Дети же существуют в совсем иной природе, их движения воздушны, плавны, мягки.

Но как только «ребенок» попадает в мир «взрослого» (например, сцена сватанья Джульетты), его природа ломается, он становится заложником «взрослой игры». Удивительно, как легко происходит перелом из «ребенка» во «взрослого». А обратно – никогда.

И напоследок несколько слов о финале. Это единственный момент спектакля, в котором, на мой взгляд, Алла Сигалова отошла от концепции шекспировской пьесы. В истории Шекспира смерть влюбленных становится случайностью, в некотором роде актом слепой судьбы. В спектакле Сигаловой это событие имеет другой оттенок. То, как выстроена повесть, на чем сделаны акценты непосредственно режиссером, само подводит нас к логическому финалу этой трагедии: пожертвованию своей жизнью. Из-за непримирения ли, невозможности ли, попытки открыть остальным глаза, научить их быть взрослыми и ответственными (пусть таким страшным способом) конец истории предсказуем. И не потому, что мы знаем текст Шекспира. А потому что иначе никак. Смерть – как последний способ восстановления гармонии мира, чтобы «дети» задумались, поумнели. Примирились.

Получилось ли? Получилось.
Надолго ли? Пока помнят.
А потом? А потом будет новое поколение. И новые Ромео и Джульетта. И новые враги, стычки, и новая влюбленность.
И поэтому спектакль завершает дикий танец по кругу, как напоминание о том, что все вернется на круги своя.

Фото Ольги Швецовой

Ангелина Куликова – студентка 2 курса Продюсерского факультета Школы-студии МХАТ (мастер – Марк Литвак).

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.