06 Апрель, 2020

Бегство от всех войн

Азалия Балгазина

"Беглый" по роману Спартака Ильясова, реж. Айрат Абушахманов, Башкирский драматический театр, Стерлитамак, Башкортостан

В основе спектакля «Беглый» Стерлитамакского башкирского драматического театра лежит реальная история бывшего солдата Второй мировой войны. Историю о беглом человеке, живущем в лесах Башкирии, автору романа Спартаку Ильясову когда-то рассказал местный лесник. Писатель встретился с беглецом и твердо решил написать о его судьбе. Беглец поставил условие: только после его смерти. 

В сценическом варианте история воплотилась в постановке Айрата Абушахманова. На протяжении большей части спектакля, труднее всего понять отношение самого режиссера к Беглому, кто он для него? И не герой, и не предатель. Режиссер, как и во многих своих работах, беспристрастно рассказывает о простом человеке – несчастной жертве исторических обстоятельств. На самом деле ответ на этот вопрос режиссер дает уже в прологе, но понятным для зрителя он станет только в финале, когда все события пройдут своим чередом. 

Сын репрессированного Биктимер Юмагулов (Ильнур Атжитаров) был обычным деревенским парнем. С началом войны ушел на фронт, честно служил и боролся, успел уничтожить восемь фашистских танков, полюбил Гульзаду, девушку-гагаузку (Зиляра Юлтаева), но увезти ее с собой на родину ему запретили. На тот момент гагаузам не были еще вручены советские паспорта, Гагаузия как часть Молдавии только что вошла в состав СССР. А потом он попал в плен, где и начался кромешный ад с голодом, пытками и работой в крематории под падающим «черным снегом» из пепла. Советская система почти во всех случаях относилась к пленным однозначно как к предателям, приговаривая их к высшей мере наказания или сроку.

Биктимер решает бежать. Бежать на родину. Тяжелое сбивчивое дыхание бегущего человека окутывает зал, оно приближается и нарастает, словно густой буран, поднимаясь над застывшими дремучими лесами, пока все вокруг статично.

От начала спектакля и до конца на сцене единая установка — перевернутые железнодорожные вагоны и упирающаяся в них не прямая, а намеренно изогнутая железная дорога, стальные елки с колючей проволокой. Сценографический прием без использования трансформаций, движений, хронологических обозначений задает спектаклю контрастный эффект: Беглый бежит, но мир вокруг него стоит неподвижно. Герои дополняют эту конструкцию некоторыми элементами, и в финале у вагонов появляются колеса — «колеса истории». Но вагоны при этом не встают на рельсы и сцена в своем оформлении останется неизменной (сценограф Геннадий Скоморохов).

Использует режиссер и свои известные приемы и средства выразительности, как бы продолжая развивать затронутые им темы в спектаклях: «Черноликие», «Джут», «Зулейха открывает глаза» (все – БАТД им. Мажита Гафури, Уфа). Коса — не только сельхозорудие, но и атрибут смерти. В одной из сцен Биктимер радуется ей, целует лезвие и обнаруживает, что изготовлена она на его родине. Крупяные зерна как семена жизни: измученный Биктимер, добравшись до дома, долго лежит между рельсами кривой железной дороги в беззащитной «позе эмбриона», а зерна летят на него, осыпая и соединяя с землей. Пронзительная сцена возрождения жизни.
«Банные сцены» в спектаклях режиссера всегда являются обрядом омовения, очищения перед инициацией героя, переходом его в новую ипостась. Биктимер с наслаждением, «отчаянно жадно» моет и парит себя в бане перед уходом в лес. И снова режиссер применяет «маски», обезличивая, но и уравнивая в своих злодействах представителей НКВД и фашистов. В первый раз человека в маске - тюремщика мы видим, когда он высовывает голову из люка, чтобы забрать «передачу» для отца Биктимера, затем безликие люди окажутся и полицаями, и нацистами, жестоко пытающими пленных. Белые мокрые тряпки на их головах зрительно воспринимаются как белые блестящие черепа.

В спектакле невозможно выделить отдельные актерские работы, все подчинено единому режиссерскому замыслу: актеры олицетворяют людей-винтиков в «великом государственном механизме», их персонажи безропотны, блеклы, беспомощны. Либо схематичны и поверхностны. Нет ярко выраженного личностного начала и в актерской игре заглавного героя. Это кажется спорным моментом, ведь заглавный герой традиционно должен обладать некой харизмой и влиянием. Но режиссер в данном случае отдает Беглому позицию тихого бунтаря, отсюда невыразительный внешний рисунок роли и спокойная, нелидирующая манера игры. 

Еще одна особенность, выделяющая последние работы Абушахманова, – они двуязычны. Персонажи говорят то на башкирском, то на русском языке. И это двуязычие как прием позволяет повествованию быть более органичным, правдоподобным и как ни странно, усиливающим драматический эффект.

Уйдя в лес, Биктимер станет его «хозяином» на десять лет. Словно снежный человек, в звериной шкуре, он тенью бродит по лесу, оберегая людей от волков и медведей. Когда деревенский мужик взывает к Беглому, умоляя убить медведя, становится ясно: жители знают о существовании Беглого, знают, но не сдают его властям: «Беглый, это я Фома! Ты слышишь меня? Не бойся, это не НКВД, их здесь нет. У меня будет просьба великая! Феклу, женушку мою, съел медведь… Прошу тебя, убей этого медведя. Он никому не даст покоя, он попробовал мясо человека! Ты слышишь, Беглый, он опасен для деревенских жителей!».

Кстати, именно с этого крика о помощи и начинается спектакль, именно в этом сценическом прологе, на мой взгляд, и заключен ответ на вопрос про отношение самого режиссера. Беглый для него является, прежде всего, беглецом от ужасов войны, бегущим человеком к миру, жизни, природе, своему народу - пусть и в качестве его невидимого защитника. Это официально он пленный, беглый, "трус", "предатель", по факту он обыкновенный человек, жаждущий мирной жизни. Есть в этом своя индивидуальная миротворческая философия сопротивления злу и насилию, пацифистский призыв к «бегству» от всех войн. Жизнь как самоценность, как дар. И, конечно же, в образе Биктимера существует отсылка к глубинному, исконно башкирскому преклонению перед своей исторической родиной, Уралом, памятью предков, свободолюбию и независимости.

Беглый никогда не считал себя виноватым, он так и говорит, что жил по совести, как мог, как умел, как чувствовал. Он ничей, он свободен. Его просьба рассказать о нем только после его смерти, говорит о страхе потери мучительно им добытой свободной жизни, о последнем шансе защитить ее от посягательств. 

И в тоже время он легко и бесстрашно был готов пожертвовать своей жизнью ради жизни другого человека. Однажды в плену Биктимер совершил подвиг: бросился под поезд, спасая маленькую немецкую девочку. Говорят: спасший одного человека – спас весь мир.

Фото: Олега Машковского и с официальной страницы театра ВК: https://vk.com/tko_sterlitamak

Азалия Балгазина родилась в Уфе. Окончила Уфимский педагогический колледж и Уфимский институт искусств. В годы учебы одновременно работала в Русском драматическом театре и Башкирском театре кукол. В 2003-2011 годах работала редактором отдела "Культура" научного издательства "Башкирская энциклопедия", вела раздел "Драматическое искусство". С 2012 года главный специалист отдела информационных технологий и реставрации особо ценных документов Архивного Фонда РБ Центрального архива общественных объединений РБ. Работала заведующей музеем Башкирского театра драмы имени М. Гафури. azalia78@inbox.ru

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.