Бегство от всех войн
Азалия Балгазина
"Беглый" по роману Спартака Ильясова, реж. Айрат Абушахманов, Башкирский драматический театр, Стерлитамак, Башкортостан
В основе спектакля «Беглый» Стерлитамакского башкирского драматического театра лежит реальная история бывшего солдата Второй мировой войны. Историю о беглом человеке, живущем в лесах Башкирии, автору романа Спартаку Ильясову когда-то рассказал местный лесник. Писатель встретился с беглецом и твердо решил написать о его судьбе. Беглец поставил условие: только после его смерти.
В сценическом варианте история воплотилась в постановке Айрата Абушахманова. На протяжении большей части спектакля, труднее всего понять отношение самого режиссера к Беглому, кто он для него? И не герой, и не предатель. Режиссер, как и во многих своих работах, беспристрастно рассказывает о простом человеке – несчастной жертве исторических обстоятельств. На самом деле ответ на этот вопрос режиссер дает уже в прологе, но понятным для зрителя он станет только в финале, когда все события пройдут своим чередом.
Сын репрессированного Биктимер Юмагулов (Ильнур Атжитаров) был обычным деревенским парнем. С началом войны ушел на фронт, честно служил и боролся, успел уничтожить восемь фашистских танков, полюбил Гульзаду, девушку-гагаузку (Зиляра Юлтаева), но увезти ее с собой на родину ему запретили. На тот момент гагаузам не были еще вручены советские паспорта, Гагаузия как часть Молдавии только что вошла в состав СССР. А потом он попал в плен, где и начался кромешный ад с голодом, пытками и работой в крематории под падающим «черным снегом» из пепла. Советская система почти во всех случаях относилась к пленным однозначно как к предателям, приговаривая их к высшей мере наказания или сроку.
Биктимер решает бежать. Бежать на родину. Тяжелое сбивчивое дыхание бегущего человека окутывает зал, оно приближается и нарастает, словно густой буран, поднимаясь над застывшими дремучими лесами, пока все вокруг статично.
От начала спектакля и до конца на сцене единая установка — перевернутые железнодорожные вагоны и упирающаяся в них не прямая, а намеренно изогнутая железная дорога, стальные елки с колючей проволокой. Сценографический прием без использования трансформаций, движений, хронологических обозначений задает спектаклю контрастный эффект: Беглый бежит, но мир вокруг него стоит неподвижно. Герои дополняют эту конструкцию некоторыми элементами, и в финале у вагонов появляются колеса — «колеса истории». Но вагоны при этом не встают на рельсы и сцена в своем оформлении останется неизменной (сценограф Геннадий Скоморохов).
Использует режиссер и свои известные приемы и средства выразительности, как бы продолжая развивать затронутые им темы в спектаклях: «Черноликие», «Джут», «Зулейха открывает глаза» (все – БАТД им. Мажита Гафури, Уфа). Коса — не только сельхозорудие, но и атрибут смерти. В одной из сцен Биктимер радуется ей, целует лезвие и обнаруживает, что изготовлена она на его родине. Крупяные зерна как семена жизни: измученный Биктимер, добравшись до дома, долго лежит между рельсами кривой железной дороги в беззащитной «позе эмбриона», а зерна летят на него, осыпая и соединяя с землей. Пронзительная сцена возрождения жизни.
«Банные сцены» в спектаклях режиссера всегда являются обрядом омовения, очищения перед инициацией героя, переходом его в новую ипостась. Биктимер с наслаждением, «отчаянно жадно» моет и парит себя в бане перед уходом в лес. И снова режиссер применяет «маски», обезличивая, но и уравнивая в своих злодействах представителей НКВД и фашистов. В первый раз человека в маске - тюремщика мы видим, когда он высовывает голову из люка, чтобы забрать «передачу» для отца Биктимера, затем безликие люди окажутся и полицаями, и нацистами, жестоко пытающими пленных. Белые мокрые тряпки на их головах зрительно воспринимаются как белые блестящие черепа.
В спектакле невозможно выделить отдельные актерские работы, все подчинено единому режиссерскому замыслу: актеры олицетворяют людей-винтиков в «великом государственном механизме», их персонажи безропотны, блеклы, беспомощны. Либо схематичны и поверхностны. Нет ярко выраженного личностного начала и в актерской игре заглавного героя. Это кажется спорным моментом, ведь заглавный герой традиционно должен обладать некой харизмой и влиянием. Но режиссер в данном случае отдает Беглому позицию тихого бунтаря, отсюда невыразительный внешний рисунок роли и спокойная, нелидирующая манера игры.
Еще одна особенность, выделяющая последние работы Абушахманова, – они двуязычны. Персонажи говорят то на башкирском, то на русском языке. И это двуязычие как прием позволяет повествованию быть более органичным, правдоподобным и как ни странно, усиливающим драматический эффект.
Уйдя в лес, Биктимер станет его «хозяином» на десять лет. Словно снежный человек, в звериной шкуре, он тенью бродит по лесу, оберегая людей от волков и медведей. Когда деревенский мужик взывает к Беглому, умоляя убить медведя, становится ясно: жители знают о существовании Беглого, знают, но не сдают его властям: «Беглый, это я Фома! Ты слышишь меня? Не бойся, это не НКВД, их здесь нет. У меня будет просьба великая! Феклу, женушку мою, съел медведь… Прошу тебя, убей этого медведя. Он никому не даст покоя, он попробовал мясо человека! Ты слышишь, Беглый, он опасен для деревенских жителей!».
Кстати, именно с этого крика о помощи и начинается спектакль, именно в этом сценическом прологе, на мой взгляд, и заключен ответ на вопрос про отношение самого режиссера. Беглый для него является, прежде всего, беглецом от ужасов войны, бегущим человеком к миру, жизни, природе, своему народу - пусть и в качестве его невидимого защитника. Это официально он пленный, беглый, "трус", "предатель", по факту он обыкновенный человек, жаждущий мирной жизни. Есть в этом своя индивидуальная миротворческая философия сопротивления злу и насилию, пацифистский призыв к «бегству» от всех войн. Жизнь как самоценность, как дар. И, конечно же, в образе Биктимера существует отсылка к глубинному, исконно башкирскому преклонению перед своей исторической родиной, Уралом, памятью предков, свободолюбию и независимости.
Беглый никогда не считал себя виноватым, он так и говорит, что жил по совести, как мог, как умел, как чувствовал. Он ничей, он свободен. Его просьба рассказать о нем только после его смерти, говорит о страхе потери мучительно им добытой свободной жизни, о последнем шансе защитить ее от посягательств.
И в тоже время он легко и бесстрашно был готов пожертвовать своей жизнью ради жизни другого человека. Однажды в плену Биктимер совершил подвиг: бросился под поезд, спасая маленькую немецкую девочку. Говорят: спасший одного человека – спас весь мир.
Фото: Олега Машковского и с официальной страницы театра ВК: https://vk.com/tko_sterlitamak
Азалия Балгазина родилась в Уфе. Окончила Уфимский педагогический колледж и Уфимский институт искусств. В годы учебы одновременно работала в Русском драматическом театре и Башкирском театре кукол. В 2003-2011 годах работала редактором отдела "Культура" научного издательства "Башкирская энциклопедия", вела раздел "Драматическое искусство". С 2012 года главный специалист отдела информационных технологий и реставрации особо ценных документов Архивного Фонда РБ Центрального архива общественных объединений РБ. Работала заведующей музеем Башкирского театра драмы имени М. Гафури. azalia78@inbox.ru