Лаборатория 40+
25 августа - 15 сентября в Доме творчества «Актер-Руза» СТД РФ проводил Лабораторию 40+, по итогам которой был создан документальный спектакль на основе жизни и опыта участников, показ состоялся в Боярских Палатах СТД РФ в рамках фестиваля Артмиграция 2018.
Проект был рассчитан на состоявшихся актеров, которые служат в театре больше 15-20 лет. Творческая задача лаборатории - художественно осмыслить особенности актерской профессии в специфике русского репертуарного театра. Лаборатория – диалог с коллегами, предполагающий размышление о профессии, о том, как современная жизнь корректирует критерии мастерства, какие происходят изменения в требованиях к себе и партнерам по сцене.
Цель лаборатории – создать спектакль об артистах. В процессе были использованы различные, известные в истории театра режиссерские методики, например, Михаила Чехова, Николая Демидова.
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА ЛАБОРАТОРИИ:
Алексей Размахов, Ксения Орлова, Алексей Щербаков, Валерий Караваев, Наум Швец, Екатерина Бондаренко, Катя Злая.
В ПРОГРАММЕ ЛАБОРАТОРИИ:
- мастер-классы по вербатиму;
- практикум по различным актерским техникам, по танцу и вокалу;
- репетиции и постановка итогового спектакля;
РЕЦЕНЗИЯ ПАВЛА РУДНЕВА НА ИТОГОВЫЙ ПОКАЗ ЛАБОРАТОРИИ:
Центральным событием фестиваля "АртМиграция" стал одноразовый показ спектакля Алексея Размахова, драматурга Екатерины Бондаренко, художника Екатерины Злой, хореографа Алексея Щербакова и так называемой "Лаборатории 40+" в Боярских палатах СТД РФ.
Прекрасная идея: собрать в лабораторной работе 13 артистов из разных городов России за 40 лет, попытаться поэкспериментировать уже не в юном возрасте без непременного конечного результата.
У спектакля было две части, каждая из которых игралась дважды: половина зрителей смотрела сперва первую часть, вторая - вторую, и потом менялись.
В первой части были пластическо-музыкальные этюды на тему сказки о Буратино и золотом ключике. Во второй части - разговоры в общей гримуборной, когда свободные от работы на основной сцене артисты рассказывали зрителям о своей актерской судьбе под шум, гам и перебежки других артистов, под аккомпанемент работающей изнанки театра.
Здесь становилось понятно, что театр - вид искусства, где очень близок переход от сочинения к реальной жизни. Здесь максимально тонка грань между искусством и жизнью. В театре что ты ни делай - даже сказку про Буратино - все равно делаешь про себя, ведь содержание актерского искусства это форма артиста, инструмент актерской работы - это телесность артиста.
Это был спектакль про очень хороших людей. Про то, что артисты - это золотой фонд человечества, гуманитарные ресурс, как однажды Коляда написал, "быть может, они конец света игрой отодвигают". Особым смыслом наделялся ритуал "ручек" в начале спектакля с его рефреном: "Раз-два-три, человечек оживи". В театре оживляют человечков, дают мертвой материи жить, одухотворяют ее.
Перед нами прошла череда 13 актерских монологов: от слезных, мучительных до счастливых, радостных. Вохобжон Азимов из Озерска рассказывал о восторженной радости актерского существования, а Тамара Волкова из Архангельска - о том, что сейчас на провинциальных сценах играет "поколение артистов, которые умрут под мостом", так как ни у кого нет квартир и перспектив на ближайшее будущее. Алексей Хорев из Кирова рассказывал, как играли в Москве спектакль "Толстая тетрадь" Бориса Павловича в день террактов, и какая особая тишина воцарялась на сцене, а артисты священнодействовали, стараясь дать надежду как гуманитарную помощь отчаявшимся людям. Валентина Нимяева из Элисты рассказала, что родилась на Сахалине, когда калмыков Сталин выслал с родных мест, а затем, уже в Калмыкии, жили в землянке, так как жилья для возвращенных граждан не предоставляли. Сергей Закутин из Вологды рассказал, как потеря профессии едва ли не довела его до суицида, а Ольга Торгаева из Томска - о чувстве потери мужа-режиссера, об опыте отнятого счастья. "Театр - это место, где могут убить", - так завершила актриса свой монолог, и эта фраза запомнится надолго.
На обсуждении артист Владимир Годованец их Хабаровска говорил о том, что вербатим постепенно становится ролью для артиста, о том, что при повторении вербатима личная жизнь артиста в его устах становится костюмом, который артист надевает, как бы перевоплощаясь в самого себя. Опытные, зрелые артисты беспощадно и бесстрашно раскрывались перед нами, что-то, видимо, сбрасывая с души. Им дали высказаться о главном.
Но и в пластических этюдах на тему Буратино артисты продемонстрировали неистовство и отвагу - было видно, сколько нерасстраченной энергии хранится в актере. Будто не было груза лет. Актеры бросались в школу, в этюды первого курса на концентрацию, внимание, на взаимодействие с предметом (деревяшками) и партнером, шутили и куролесили.
Удивительным образом, но форма этого спектакля, который больше никогда и нигде не повторится, только подтверждала его содержание. Вот такая вот судьба у театрального искусства: люди убивают себя, бьются в кровь, рвут жилы, тратят свою жизнь на создание театра, от которого ничего не остается, только газетная пыль и пылные кулисы. И никому никогда ты не расскажешь о том, как это было прекрасно, никому этого потрясающего опыта передать не сможешь: если не видел театрального мига - то не пережил. И ничего никогда не повторится.
ИМЕНА УЧАСТНИКОВ:
1. Годованец Владимир Константинович, г. Хабаровск
2. Азимов Вохобжон Иминович, г. Озерск
3. Гиниятуллина Светлана Гайнулловна, г. Стерлитамак
4. Старовойт Наталья Витальевна, г. Пенза
5. Савина Клавдия Александровна, г. Лысьва
6. Волкова Тамара Ильинична, г. Архангельск
7. Нимяева Валентина Анатольевна, г. Элиста
8. Воробьев Владимир Яковлевич, г. Ростов-на-Дону
9. Торгаева Ольга Тимофеевна (Пакэтт), г. Томск
10. Хорев Алексей Александрович, г. Киров
11. Семенов Евгений Вячеславович, г. Иваново
12. Закутин Сергей Владимирович, г. Вологда
13. Рудинский Игорь Владимирович, г. Вологда