26 Июль, 2016

Авторская сцена - 2016

С 1 по 10 июня в г. Саратове проходил очередной всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». Принимал семинар Саратовский академический театр драмы им. И.А.Слонова.

Шесть новых пьес были предоставлены театру:

«Убей меня, друг!» Тимура Боканча (Москва),
«Рвущаяся нить» Алексея Зайцева (Москва),
«Блаженны» Игоря Игнатова (Саратов),
«Оптимисты» Ольги Строкан (Пушкино, Моск. обл.),
«Спичка» и «День рождения» Дарьи Федосеевой (Санкт-Петербург),
«Арчи и Кэт» Димитрия Учанеишвили (Тбилиси, Грузия).

Все пьесы были отобраны из конкурсного потока.

На конкурс в этом году были присланы 364 пьесы. В отборе пьес для семинара принимали участие члены Комиссии Союза по драматургии – А. Слаповский, К. Драгунская, Р. Кречетова, О. Новикова, И. Мягкова и др.

Шесть творческих групп приступили к репетициям с первого же дня. Времени на создание эскиза – неделя. Каждый день драматурги работали со своей творческой группой. Необходимость что-то поменять в тексте или дописать возникала достаточно часто. А вот защитить текст от слишком активного вмешательства театра в лице режиссера очень сложно. Драматурги почти всегда уступают. И правильно. Современная театральная ситуация такова, что не они диктуют правила игры. К тому же им становится даже интересно, как иначе можно увидеть написанный ими текст. 

Среди приглашенных в этом году драматургов четверо – молодые, неизвестные или мало кому известные авторы – Тимур Боканча, Алексей Зайцев, Игорь Игнатов, Дарья Федосеева. Ольга Строкан и Димитрий Учанеишвили – постарше и много опытней молодняка. Приглашение грузинского драматурга Д. Учанеишвили на «Авторскую сцену» – бонус автору как одному из победителей Международного конкурса пьес «Badenweiler».

В драматургию сегодня всё чаще приходят актеры и режиссеры. Хорошо, когда они понимают, что это другая профессия, и готовы учиться. Наши молодые авторы – Т. Боканча и И. Игнатов – из их числа. Впрочем, учиться были готовы все. Но не у всех такая возможность оказалась. К сожалению, не добрался до Саратова Д. Учанеишвили из Тбилиси, несколько раньше пришлось уехать и О. Строкан. Но пьесы не были сняты, работа была доведена до конца.

Режиссеры Алексей Гирба, Андрей Любимов, Ольга Лысак, Ольга Харитонова, Максим Николаев, Данил Чащин готовили пьесы ко встречам со зрителем. Показы проходили с 7 по 10 июня.

Общая атмосфера семинара была творчески насыщенной, но спокойной и деловой. Театр активно включился в работу, задействовав помимо своей замечательной труппы студентов Театрального института. Они произвели на всех хорошее впечатление своей профессиональной выучкой, так что Саратовская школа по-прежнему держит марку. Безупречно работали и все технические службы театра, что специально отмечалось на обсуждениях.

Перед обсуждением каждого показа Алексей Слаповский, художественный руководитель семинара, не уставал повторять, что внимание должно быть сосредоточено на тексте пьесы. Но невозможно было обойти актеров. Им как всегда – браво!

И ещё важно отметить большое количество зрителей на показах. И это не только театральная общественность города, но и студенческая молодежь, которая тоже участвовала в обсуждениях. Мнения высказывались порой прямо противоположные, возникала полемика: непросто приходилось модератору А. Слаповскому удерживать эмоции, как свои, так и полемистов. А драматургам – тем более.

Но похоже, что встреча А. Слаповского с драматургами с глазу на глаз и откровенный разговор о профессии будет молодым авторам хорошим подспорьем в дальнейшей работе.

Семинар «Авторская сцена» стал крупным театральным событием в Саратове. Средства массовой информации проявляли большой интерес к семинару. Он практически ежедневно освещался в прессе, на телевидении, в социальных сетях и блогах. Вот несколько из откликов

Газета "Известия" (81,5 КБ)

Газета "Свободные новости" (58,0 КБ)

Что касается главного и самого важного для нас итога «Авторской сцены», театр пока официально не обнародовал свой выбор – какая из пьес (или не одна) войдет в его репертуар, так что мы пока тоже промолчим.

Организаторы «Авторской сцены» от имени СТД РФ благодарят всех, кто участвовал в проведении семинара и прежде всего художественного руководителя театра, н.а. РФ Григория Анисимовича Аредакова, директора театра Владимира Владимировича Петренко, завлита театра Ольгу Игоревну Харитонову, заместителя директора Ладу Николаевну Баринову, председателя Саратовского регионального отделения СТД, н.а. РФ Римму Ивановну Белякову, а также всех задействованных сотрудников технических служб и цехов театра.

Художественный руководитель семинара ― писатель, драматург, сценарист Алексей Слаповский. Руководители семинара ― театровед, театральный критик, историк театра Римма Кречетова, театровед, зав. Кабинетом драматургии СТД РФ Ольга Новикова.

Видео спектаклей:

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.