22 Сентябрь, 2015

Триумф «Авторской сцены»

С 5 по 14 сентября в Бурятии в г. Улан-Удэ проходил очередной Всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена». 

Семинар «Авторская сцена» является финальной частью Всероссийского постоянно действующего драматургического конкурса, который уже много лет проводит Союз театральных деятелей России. Пьесы-победители конкурса вместе с их авторами становятся участниками семинара: несколько режиссерско-актерских групп в течение недели работают над текстом, после чего представляют читку или эскиз спектакля на суд не только авторов и коллег, но и зрителей, т.к. семинар проходит на базе одного из российских театров и посмотреть на результаты работы приглашают всех желающих.

В «Авторской сцене»-2015 приняли участие 6 пьес:

«Долг» Геннадия Башкуева (Улан-Удэ),
«Попутчики» Вадима Брика (Санкт-Петербург),
«Антитеррор» Андрея Васильева (Москва),
«Дорога на Хохотуй» Екатерины Климаковой (Новосибирск),
«Конец героя» Артема Томилова (Санкт-Петербург),
«Люстра» Карины Шебелян (Москва).

Эти пьесы победили в серьезном конкурсе: всего в этом году было прислано 375 текстов. В отборе пьес для семинара принимали участие члены Комиссии СТД РФ по драматургии – Ксения Драгунская, Римма Кречетова, Ирина Мягкова, Андрей Любимов и другие. Вот что рассказывает ответственный секретарь Комиссии, бессменный куратор проекта, энергией которой он живет и развивается, Ольга Алексеевна Новикова: «Нам важно,чтобы по возможности был представлен весь срез современного драматургического процесса. Надо заметить, что по-прежнему пьес, обращающих на себя внимание, немного, отыскать, например, интересную современную комедию нам так и не удалось, хотя мы очень старались».

"Конец героя" Артема Томилова г.С-Петербург, Режиссер Андрей Любимов г.Москва:

"Долг" Геннадия Башкуева г.Улан-Удэ, Режиссер Анатолий Баскаков г.Улан-Удэ:

Среди приглашенных в этом году драматургов оказались и такие опытные авторы как Геннадий Башкуев и Андрей Васильев, и молодые, еще мало известные – Артем Томилов, Вадим Брик, Екатерина Климакова и Карина Шебелян. Для трех последних это первая встреча с театром в качестве автора. Шесть режиссеров поделили между собой тексты, и интересы на сей раз не пересеклись. Три режиссера из Бурятии — заслуженный деятель искусств РФ Анатолий Баскаков, молодые Сергей Левицкий и Артем Баскаков, трое из Москвы – Ольга Лысак, Андрей Любимов, Петр Кротенко – готовили пьесы к сценическим показам, которые состоялись 12, 13, 14 сентября.

Ольга Новикова: «Представить сценическую версию текста, по сути «эскиз» спектакля, при ограниченности времени и интенсивности процесса – задача трудоемкая для всех участников. На семинаре драматурги работают вместе со своей творческой группой. Может возникнуть необходимость что-то поменять в тексте или, наоборот, защитить его от слишком активного вмешательства режиссера. Главная задача, не устанем повторять, – соединить драматурга и театр. Правда, бывает и так, что драматург доверяет текст режиссеру и практически не вмешивается в процесс. Бывает и наоборот. Драматурги сегодня часто выступают не только как авторы текста, но и как актеры и режиссеры. И неизбежно возникает вопрос хорошо ли такое совмещение очень разных профессий. Однозначного ответа нет» .

"Попутчики" (А счастлив кто...) Вадима Брика г.С-Петербург, Режиссер Ольга Лысак г.Москва:

"Дорога на Хохотуй" Екатерины Климаковой г.Новосибирск, Режиссер Артем Баскаков г.Москва:

Перед обсуждением каждого показа Алексей Слаповский, художественный руководитель семинара, не уставал повторять, что внимание должно быть сосредоточено на тексте пьесы. Но невозможно было не обращать внимания на работу актеров. Они включались в процесс с таким интересом и самоотдачей, что невозможно было не восхищаться ими. Помимо труппы Русского театра им. Н.А.Бестужева были задействованы актеры Бурятского государственного академического театра драмы им. Хоца Намсараева. Вот они все: народные артисты России Нина Туманова, Галина Шелкова, заслуженные артисты России Лилия Архипова, Владимир Барцайкин, Марина Ланина, Сергей Рыжов, Дмитрий Панков, народные артисты Республики Бурятия Нина Вершинина, Туяна Бальжанова, Сергей Васильев, Олег Петелин, заслуженная артистка Узбекистана Светлана Перевалова, заслуженные артисты Республики Бурятия Евгений Аешин, Леонид Иванов, Владимир Перевалов, Баста Цыденов, Валерий Шарафутдинов, артисты Лала Аскерова, Кристина Баженова, Алена Байбородина, Владимир Барташевич, Екатерина Белькова, Николай Брагин, Иван Бузунов, Евгений Винокуров, Светлана Копошко, Олег Коба, Александр Кузнецов, Елизавета Михайлова, Станислав Немчинов, Аннета Овчинникова, Светлана Полянская, Роман Третьяков, Оюна Тудупова, Анастасия Турушева, Петр Прозоровский, Артур Шувалов, Лиана Щетилина.

"Антитеррор" Андрея Васильева, г.Москва Режиссер Сергей Левицкий, г.Улан-Удэ:

"Люстра" Карины Шебелян, г.Москва.Режиссер Петр Кротенко,г.Москва:

Все показы прошли при аншлагах. Не только театральная общественность города, но и простые зрители активно обсуждали увиденное. Порой высказывались прямо противоположные мнения, так что драматургам непросто разобраться в таких оценках. Но профессиональная система координат выстраивалась на мастер-классах Алексея Слаповского и Ксении Драгунской, а также в дискуссии на тему: «Театр жизни и жизнь Театра», в которой принял участие известный драматург Степан Лобозеров.

Ксения Драгунская: «Театр не должен только веселить людей. Он должен проговаривать болевые точки общества. Я думаю, что театр будет оставаться глотком свежего воздуха при полной деградации телевизионной продукции, кино. Я рассчитываю на то, что у него будет второе дыхание и что сейчас, несмотря на все сложности, он просияет и блеснет. У него очень большие перспективы при наличии таких талантливых молодых авторов, которые пишут о болях сегодняшнего времени».

Алексей Слаповский: «Если театр не будет современным, он превратится в музей. У современного зрителя есть настоятельная потребность увидеть не то, что самих себя, а самих себя в художественном преломлении».

"Вести Интервью". Алексей Слаповский, Ксения Драгунская, Сергей Левицкий. Эфир от 10.09.2015:

Отсутствует Flash плагин. Пожалуйста, установите последнюю версию Adobe Flash Player:
Установите Adobe Flash Player

В подведении итогов семинара принял участие Председатель СТД РФ Александр Калягин, приехавший в Улан-Удэ со своим театром «Et Cetera» на гастроли. Александр Александрович рассказал о том, как возник этот семинар в конце 80-х годов. Это было время, когда мало что создавалось, в основном, все разрушалось. Никто не думал, что семинар будет жить столько лет, что обретет такой авторитет и известность. Александр Александрович признался, что поиски пьесы, своего драматурга всегда мучительны, и объявил,что театр «Et Cetera» открыт для молодых авторов и режиссеров.

Самый главный итог «Авторской сцены» – это четыре пьесы, над которыми Русский театр им. Н.А.Бестужева продолжит работу и представит своим зрителям. Художественный руководитель театра Сергей Левицкий назвал их на закрытии семинара – «Антитеррор» А.Васильева, «Долг» Г.Башкуева, «Конец героя» А.Томилова и «Дорога на Хохотуй» Е.Климаковой. 4 из 6 - это более чем отличный результат!

Союз театральных деятелей России благодарит всех, кто участвовал в организации и проведении семинара: директора Государственного русского драматического театра им. Н.А.Бестужева Петра Степанова, его художественного руководителя Сергея Левицкого, председателя СТД Бурятии Дмитрия Панкова, заместителя Председателя СТД Бурятии Ларису Золотухину, а также Лилию Маркину, Марину Кох,Татьяну Бурмистрову, Татьяну Степанову. Особая благодарность Министерству культуры Бурятии и лично министру культуры Тимуру Цыбикову и за внимание, и за саму возможность провести семинар в таком прекрасном крае как Бурятия.

«Авторская сцена» завершилась, да здравствует «Авторская сцена». Ведь, напоминаем, наш конкурс пьес - постоянно действующий, а значит через год это повторится снова - встреча пьесы, театра и зрителя. И, бог даст, у них все получится.

Фото - Сергей Примаков

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.