Сохранить в себе ребенка…
12 июня в рамках IX Летней театральной школы СТД РФ прошел мастер-класс народного артиста России, художественного руководителя Академического Малого драматического театра — театра Европы, профессора, заведующего кафедрой режиссуры и актерского мастерства Санкт-Петербургской академии театрального искусства Льва Додина.
Лев Абрамович с самого начала сообщил, что он не специалист по чтению лекций и готов ответить на те вопросы, которые интересуют «школяров» здесь и сейчас. Конечно же, молодых актеров интересовал вопрос, каким Лев Додин видит «своего» актера, какие качества считает главными. Основополагающим для актера, по мнению мастера, является умение сохранить в себе «ребенка», потому что у детей в зачаточном состоянии есть все, в том числе ранимость и обостренное чувство несправедливости, столь необходимые для глубокого восприятия любой роли. «Потом человек очень быстро становится прагматичным, все быстрее надо принимать условия игры взрослого мира» - заметил режиссер.
Вторым наиважнейшим качеством актера Лев Абрамович обозначил интеллект. «Актер не может быть глупым, но талантливым. Одаренный дурак навсегда останется дураком, и в итоге глупость победит талант». У себя Додин даже ввел систему стажерства, когда актеры два года работают и учатся параллельно, и в результате мастеру становится ясно, кто может продолжить свою творческую судьбу в его театре. Ведь, по его словам, между «поучиться» и «научиться» есть огромная разница. Отсюда вытекает и следующий секрет хорошего актера — трудолюбие, «ленивый и талантливый — это фикция».
Далее разговор пошел о том, как Лев Абрамович работает со своими актерами над спектаклем. Мастер признался, что ненавидит распределение ролей, ведь даже когда есть свое видение того, кто должен играть ту или иную роль, на деле все может оказаться иначе, все зависит от конкретного актерского состава и взаимодействия на сцене. Поэтому в его театре актеры окончательно получают роли уже в процессе репетиций.
Ну и, конечно, речь не могла не зайти о современном театре и о сложившейся сложной ситуации вокруг него. «Современное прочтение — это придумки филологов — заявил мастер — театр всегда говорит сегодняшним языком, все, что ставится сегодня — современно. Надо уметь доносить до зрителя то, что сам понимаешь, и режиссер выбирает, что поставить, не потому, что знает то или иное произведение, а потому, что сейчас именно это начало тебя волновать. Когда в обществе есть что-то нездоровое, это отражается в первую очередь на театре, хотя, как ни парадоксально, он от этого как раз набирается сил и расцветает».